Наши телефоны:
Агентствам: 8-495-150-02-88
сегодня работаем до 19:00
Быстрый поиск круиза:
Клуб туристов «ВодоходЪ»Cкидка для физических лиц при бронировании и оплате через интернет-магазин

Валерий Долженко о круизе «Санкт-Петербург — Пеллотсари — Сортавала — Москва» на теплоходе «Кронштадт» с 9 по 16 июля 2012 года10.08.12

Здесь я хотел бы в большей степени поделиться своими соображениями о теплоходе и экскурсионном обслуживании по маршруту (благо он был достаточно интересным и несвойственным типовой вывеске «СПб-Москва»). Проиллюстрированный подробный отчет на «Ривертуристе», здесь постараюсь высказаться вкратце и по существу.

Рейс появился в продаже только в апреле благодаря обычному в этом году «изменении в расписании». То, что у многих любителей этого вида отдыха к тому времени уже лежали путевки на другие рейсы, вкупе с недоверием жителей Москвы к новому для них теплоходу, привело в конечном счете к тому, что на теплоходе членов экипажа было больше, чем пассажиров (последних набралось всего 93 человека). Каждый, конечно, решает сам, хорошо это или нет — но мне очень понравилось путешествовать в такой обстановке. Питание было организовано в одном ресторане (к неудовольствию отдельных обитателей шлюпочной палубы), на всех остановках у нас были всего две экскурсионные группы. К середине круиза мы знали в лицо всех наших попутчиков, на борту сложилась удивительно теплая атмосфера. Работники отеля (я имею в виду ту часть экипажа, которая непосредственно контактировала с туристами) были рады этому рейсу не меньше нашего. Бесчисленные КВД со сменяющимися каждые три-четыре дня туристами, которые осуществлял «Кронштадт» в течение нескольких лет, сильно изматывают и корабль, и работающих на нем людей.

1. Санкт-Петербург

Я всегда был и буду оставаться противником петербургской схемы посадки на корабль. У меня после двух дней дороги (спасибо РЖД) не было ни малейшего желания ехать на обзорную экскурсию. Тем не менее, она прошла хорошо, вполне на уровне были и автобусы, и экскурсовод, и обед в ресторане гостиницы «Москва». У меня один совет петербургскому отделению: если посадка на теплоходы утром невозможна, не помешала бы возможность отправиться на дополнительную экскурсию, к примеру, в Павловск или Кронштадт, как это бывает на московских теплоходах. В нашем рейсе только десять человек шли в круиз впервые (преобладали мастодонты, что неудивительно), причем в Петербурге бывали все без исключения.

На теплоходе нас встречали с баяном и хлебом-солью (это все-таки замечательная традиция), а регистрация прошла просто моментально и до отправления у нас еще осталось время сходить на берег в магазин. Запустили шарики, после чего в конференц-зале произошло представление офицеров теплохода во главе с капитаном Михаилом Александровичем Сагалаевым и представителей служб теплохода во главе с директором круиза Викторией Слобожаниновой. Ничего кроме слов благодарности за великолепный отдых в адрес этих замечательных людей я сказать не могу. Организация всего круиза была как минимум на достойном уровне, а единственная заметная накладка произошла не по их вине.

На теплоходе был необычайно велик процент бывалых речных туристов, если не сказать «фанатов». Таких, которые не вылезали с открытых палуб и бесконечно метались по трапам с многоэтажными фотоаппаратами, которые знали все и вся и могли бы провести экскурсию не хуже многих экскурсоводов. Основная масса туристов была из Москвы, то есть приученная к стандартам качества московского «Водохода», на которые «Кронштадт» до конца еще не перешел. А потому в адрес экипажа теплохода нередко неслась критика, основанная только на том, что, мол, если «не как на Радищеве», то плохо. Критика зачастую необоснованная.

Вскоре после отплытия была проведена учебная тревога. Ее формат, к сожалению, не изменился, зато провели ее сразу же, а не на третий день, как это бывает на московских теплоходах.

2. Валаам.

На острове мы стояли весь день. Обе экскурсии для нашей группы провел один экскурсовод, Елена Михайловна, если не ошибаюсь. Рассказывала она много и интересно. Экскурсия понравилась, как и сам остров (так уж вышло, что, несмотря на неплохой круизный опыт, из-за штормов на Ладоге на Валаам я попал впервые). До обеда прошли по скитам, потом я сам немного погулял по скалам в Б. Никоновской бухте, а после обеда на ОМике отправились в Центральную усадьбу. В монастыре все готовились к вечерней службе, которую в честь дня святых Сергия и Германа должен был провести патриарх Кирилл, так что экскурсия у нас прошла по свернутой программе. Обратно до теплохода мы добрались самостоятельно, на катере, проплыв по внутренним озерам и каналам острова (очень интересно, хозяин катера при этом рассказывал о проплываемых достопримечательностях).

После отплытия и ужина выяснилось, что мы уже добрались до острова Пеллотсари, куда мы должны были прийти только в 8 утра следующего дня. Спасибо нашей ДК, которая договорилась с начальником причала о разрешении поставить трап раньше оговоренного заранее времени. Для нас даже ночную прогулку на катере вокруг острова организовали. Я туда не поехал, а провел весь вечер на красивейших скалах таежного острова.

3. Пеллотсари, Сортавала.

После завтрака мы отправились на самостоятельную прогулку по четырехкилометровой экологической тропе (размеры самого острова — 4x3 километра). На нем из постоянных обитателей только три медведя, куча лесной живности поменьше, и — что очень заметно, в отличие от первых двух — несметные полчища комаров. Тропа очень красивая, спору нет. Совсем недалеко от Петербурга — кусочек настоящей, дикой тайги. Фантастически красивый ландшафт, гигантские ели, лесные орхидеи, скалы и валуны самых разнообразных форм, заброшенные кварцевые рудники с прозрачной водой. Я ни разу не пожалел, что обменял стандартные семь дней на «Короткове» на этот круиз на «Кронштадте», хотя бы из-за маршрута. Но эти комары — это нечто. Гости у них случаются нечасто, но встречают их с распростертыми объятьями. Нам еще и с погодой повело — легкий дождик накрапывал. А в низинах водится самый настоящий гнус. Если не облиться с ног до головы репеллентами, то можно из этого леса живым не выбраться. Обглодают до костей и не поперхнутся. Но если хорошо подготовиться, остров оставит только положительные эмоции. Такую девственную природу еще поискать надо. А еще 11 июля был единственным днем в этой навигации, когда остров Пеллотсари посетил теплоход «Водохода».

Во время обеда мы, отчалив от острова Пеллотсари, двигались по красивейшим шхерам Ладожского озера. Четырехпалубник в таких краях (а особенно с малиновой трубой) — вещь диковинная. До города Сортавала нас доставили на местном катере («Кронштадт» бросил якорь неподалеку от города, так как теплоход слишком велик, чтобы подойти к причалу). По сторонам такие виды — глаз не оторвать! В самом городе на данный момент нет ничего интересного кроме великолепной галереи Кронида Гоголева. В целом — типичный малый/средний город России. Экскурсовод (имени не запомнил, но не потому, что скучно — просто из головы вылетело) город свой очень любит и рассказывает интересно и увлеченно, но, на мой взгляд, те два часа, которые мы откровенно убили, болтаясь по городу, можно было провести куда интереснее. Наконец, мы уселись в автобус и отправились в Рускеала. Местный мраморный карьер — нечто необыкновенное. Та же Норвегия, если не красивее. Невероятно живописное место. А ведь помимо прогулки по экскурсионной тропе по краю карьера там можно и полетать на тарзанке, и прокатиться на лодке по чистейшим водам озера, да погулять самостоятельно и полюбоваться завораживающими видами, в конце концов. Вместо этого мы топтались без дела в Сортавала. А на обратном пути в город из-за задержки автобуса (не по вине «Водохода») и отсутствия времени в запасе мы не попали на знаменитые Рускеальские водопады (другая группа туда успела, правда, перед этим они угодили под сильнейший ливень и промокли до нитки).

В общем, над экскурсией в Сортавала стоит поработать и расставить в ней приоритеты.

4. Свирьстрой, Мандроги.

Группа на доп. экскурсию в Введено-Оятский монастырь не набралась, а в Александро-Свирском монастыре мы уже были, так что пришлось просто побродить по туристическому сектору Свирьстроя. Резонный вопрос: почему на рейсах с аналогичным расписанием стоянок на «Радищеве» и «НН» есть возможность выбрать экскурсию еще и в Старую Ладогу, а на других теплоходах такого варианта нет? Я уверен, что у нас бы набралась полная группа. Жаль, что два теплохода компании стали «избранными», а на остальных даже выбор экскурсий меньше.

В Мандрогах весьма неожиданно пикник оказался в дополнительной программе, но мы замечательно посидели в одном из ресторанов, выпив чай с ягодными пирогами. Зато вечером на борту нас ожидал пиратский ужин.

5. Кижи.

В Кижах мы были не в первый раз, но с тех пор прошло много времени и мы решили погулять в южной части острова, правда, без экскурсионной группы. В Кижах мне всегда нравилось, а в пасмурную погоду они просто великолепны. Моя мечта посетить Пудожский сектор, к несчастью, не осуществилась — мы замешкались на погосте и отправляться в далекий поход было уже небезопасно. После отплытия для нас провели экскурсию в рулевую рубку. К вечеру мы вошли в Волго-Балт и до двух часов ночи проходили шлюзы Новинковской лестницы.

6. Горицы.

Экскурсия в Кирилло-Белозерский монастырь прошла хорошо, у нас были очень толковые экскурсоводы, но свободного времени осталось немного, так что мы успели только подняться на колокольню и пройтись метров 10 по стенам. Среди нас были люди, не раз бывавшие в Кириллове, но экскурсия в Ферапонтово почему-то изначально в программе отсутствовала. После отплытия по просьбам туристов директор круиза организовала для нас экскурсию в машинное отделение, за что ей большое спасибо.

7. Мышкин, Углич.

Я не фанат Мышкина — я просто не устаю восхищаться тем, что ничем не примечательный городок превратился в популярный туристический центр. И ведь популярный заслуженно! Мы не бывали во Дворце мыши, так что решили пойти на обзорную экскурсию, при этом не очень слушая экскурсовода. Дворец впечатлил, да и в целом городок производит приятное впечатление (мемориал — нет слов). «Авдотьин чай» накрылся не то по причине недобора группы, не то по вине самих организаторов, так что многие туристы поехали на страусиную ферму, а некоторые, и мы в том числе, остались побродить по городу.

В Угличе мы решили сходить на дополнительную экскурсию в музей ГЭС (интересно, почему это она дополнительная, если проводится взамен основной?!), но музей не разочаровал, а по дороге туда мы останавливались у основных достопримечательностей, слушая рассказы экскурсовода.

Отплывать из Углича было очень грустно, сразу после отплытия начался Капитанский ужин. Вот тут нас порадовали изысканной кухней, а капитан, директор круиза и директор ресторана после короткой речи и заслуженных аплодисментов в свой адрес подошли ко всем столам и чокнулись со всеми пассажирами.

На гала-концерт пришли практически все (мест в диско-баре не хватило), и почти никто не ушел с пустыми руками. Все, кто заработал хотя бы 1 шанс, получили утешительные призы. Призами были награждены победители ежедневных конкурсов-заданий (мы, к примеру, выиграли словарное лото), участники вальса на гала-концерте,  выступивший там же под баян ансамбль туристов и победители двух радиовикторин. Одну, на морскую тематику, выиграл бывший моряк, который, как и мы, заработал всего 2 шанса. Вторую, посвященную нашему маршруту, выиграл тот, кто больше всех возмущался неопределенностью вопросов — то есть я. Активных участников развлекательных программ у нас было немного. Максимальное количество шансов — по 9 — получили слонявшиеся целыми днями без дела трое мальчиков, но у остальных было не намного меньше, так что главный приз разыгрывался в лотерее. Путевку выиграл обладатель двух шансов — тот самый бывший моряк, который поучаствовал в двух викторинах. После этого многие говорили, что система — несправедливая, но победитель выиграл путевку заслуженно. Пожалуй, соглашусь.

8. Москва.

Невыносимо долго тянулись водохранилища КИМа. Прибытие было запланировано на 20 часов, а полдня мы двигались со скоростью 8-9 км/ч. Как же грустно сидеть на палубе, зная, что этот праздник закончится через несколько часов. Все самое интересное закончилось, оставшееся время было каким-то бессодержательным (хотя все так же продолжались мастер-классы и распевки под баян). Интересно было наблюдать, как на reception готовились к приему на следующий день группы из 260 китайцев. А наш круиз закончился как-то совершенно спонтанно. Мы успели только поблагодарить за замечательный отдых капитана и директора круиза и очень быстро оказались уже на причале. Очень жаль было прощаться со ставшим таким родным теплоходом и отправляться на вокзал губить приятные впечатления от отдыха.

Резюме:

Отмечу, что сервис на теплоходе «Водохода» я невольно сравнивал с обслуживанием на лайнере компании Costa Cruises, клиентом которой мне довелось побывать в начале июня. Сразу скажу, что ни в одном из компонентов отдыха «Водоход» серьезно не уступает итальянскому гиганту (разве что в плане возможностей круизного судна, но ведь в таком случае придется сравнивать несравнимые вещи), а в чем-то организация нашего круиза была даже лучше. Итак...

Теплоход «Кронштадт» — естественно, не новый (1979 года), но в хорошем состоянии. Сказать «в отличном» не позволяют две вещи. В обоих случаях у меня вопросы не сколько к дирекции круиза (там как раз пытались проблемы исправить), сколько к палубной команде и конкретно к боцману. В первом случае они начали красить внешние стены на шлюпочной палубе в районе левого носового трапа, причем сопровождалось это перекрытием палубы и соответствующим запахом. После нескольких жалоб директору круиза ремонтные работы были отложены до стоянки в Москве. Во втором случае не помогло и это. Конечно, полномочия ДК распространяются только на работников отеля (они и выкладывались по полной программе), но вот палубная команда порой откровенно халтурит. Конкретный пример — вода на палубах. Никому не надо рассказывать, что дождь на севере может начинаться и прекращаться по десять раз в день. Но это не значит, что палубы не надо освобождать от воды и поручни не надо протирать! Об этой проблеме, кажется, в анкетах написали все. Надеюсь, что она будет все же решена. В остальном — никаких нареканий. Во внутренних помещениях всегда стояла удивительная чистота.

Пока дублировал отчет, вспомнил еще один пункт:

Администраторская — туда я обращаюсь редко, но периодически, естественно, делать это приходится. Запомнилась такая ситуация:

Второй день круиза. Валаам. Прибегаем,  промокшие до нитки, раньше всех с экскурсии по скитам после ливня. Через два часа — новая экскурсия, так что вещи нужно сушить в экстренном порядке. Кондиционер отчаянно упирается и не хочет подавать горячий воздух. Идем на ресепшн.

– Подождите немного, когда все туристы вернутся, обязательно приду и включу обогрев.

Не проблема. Сидим, ждем. Проходит минут двадцать. Идем во второй раз. В фойе никого, все уже вернулись и разошлись по каютам.

– Извините, я тут завертелась, подзабыла, сейчас иду.

Администратор приходит в каюту, поворачивает выключатель и гордо заявляет, что все готово. Тут же уходит. Горячий воздух, естественно, не пошел.

Идем в третий раз. По счастью, застали в администраторской директора круиза, которая тут же пришла к нам в каюту, включила обогрев и объяснила, как это делается.

А вот к администраторам у меня остаются вопросы.

Каюта — мы жили на главной палубе, каюта 221. Кроме местами побитой мебели придраться мне не к чему. В туалете — новенькая сантехника, с окном никаких проблем не было. Наша горничная Вера (мы ее так ни разу и не увидели) каждый день возвращала нашу каюту к ее первозданно-чистому состоянию (я давно не видел, чтобы каждый день у нас пылесосили под кроватями). Полотенца менялись каждый день, постельное белье — каждые три дня. Я ни разу не жил в такой чистой и уютной каюте (в смысле не спал — а в каюту я, в основном, приходил только для этого).

Ресторан — к питанию на теплоходе у меня нет и не может быть никаких нареканий. Все очень вкусно и сытно, в подавляющем большинстве случаев на уровне именно ресторана, но и без лишних изысков. Несколько раз помимо основных блюд нам подавали еще и «подарок от шеф-повара» — какое-нибудь необычное и оригинальное блюдо. Шеф-повару Наталии Зареванской и директору ресторана Ольге Кистэнь — мое почтение. Всегда были очень вкусны и великолепно оформленные десерты. Обслуживание в ресторане шло молниеносно (надеюсь, что не только из-за малого количества туристов; а вообще теплоход официантами недоукомплектован), спасибо нашим официантам Александру и Марии.

Шведский стол на завтрак проходил (кроме первого дня, когда осталось много недовольных толпой у столов) в три «смены» — сначала на завтрак приглашали главную палубу, через 10 минут — среднюю и нижнюю, еще через 10 — шлюпочную. Очередей с тех пор не было вообще, все проходило быстро и спокойно (а главное — вкусно!).

Анимация — я очень редко ходил на развлекательные мероприятия; просто на основании того, что я видел, я могу смело говорить о том, что с развлечением туристов на «Кронштадте» не все гладко. Этим, наверное, и объясняется то, что из всей анимационной бригады теплохода я запомнил только интересную манеру исполнения песен нашим музыкантом Александром и бальную пару, которая каждый день радовала нас своими выступлениями и мастер-классами. Имен массовика-затейника и его команды (извините, но не более того; в сравнении с турбригадой «Феликса» выбор явно не в пользу «Кронштадта», т.е. скучно и не смешно) я просто не запомнил. На развлекательные программы стабильно ходили 10-20 человек. При этом во время выступлений пианиста Максима Егорова в баре «Панорама» не было свободных мест (по делу, надо сказать).

Экскурсии — вот тут все на высшем уровне. Номера экскурсионных групп мы знали заранее, экскурсии начинались строго в назначенное время, единственная задержка произошла по вине лихих водителей в Сортавала. Из экскурсоводов разочаровавших не было, самые интересные экскурсии были на Валааме, в Горицах и в Сортавала (хотя к последней у меня есть претензии иного характера).

Дополнительные экскурсии — тут уже «Водоходу» стоит поучиться у отдельных круизных компаний, названия которых мы все прекрасно знаем. Или хотя бы уравнять в правах пассажиров «Радищева» и «НН» со всеми остальными. Россия велика — а выбирать после второго (максимум- третьего) круиза уже не из чего.

Путевая информация —  все дни на борту от зари и до зари проходили под голос нашего методиста Галины Рохлиной. В этом аспекте судовой жизни сильнее всего было видно, что мы находились на борту питерского теплохода, редко сующегося дальше Кижей. На Севере этот человек ориентируется прекрасно, рассказывает много и по делу, великолепно поставленным голосом (иногда это казалось чересчур наигранным, но потом выяснилось, что в обычной обстановке она разговаривает точно так же). А после входа в Волго-Балт начались проблемы. Информация поступала все так же своевременно, вот только оригинальностью она уже не отличалась. Просто небезызвестный текст. Зато внутрисудовые объявления проходили с точностью до минуты, мы ничего ни разу не пропустили и никуда не опоздали. За несколько минут до появления на горизонте вожделенного объекта фотосъемки (в первый день, к примеру, это была крепость Орешек) об этом звучало объявление (на Волго-Балте, естественно, с этим было сложнее).

Маршрут — Очень неприятно осознавать, что такой замечательный круиз появился в расписании едва ли не как одолжение, перед самым началом навигации. Откровенно говоря, Сортавала и Пеллотсари — стоянки не новые. Но это не делает их менее интересными. Рускеальский карьер — маленькая Норвегия, интереснейшее место, в 14 часах хода от Петербурга! Теплоходы некоторых известных компаний заходят туда не первый год на регулярной основе, и для их клиентов в таком расписании круиза нет совершенно ничего нового. Радует, что такие остановки, пусть и в единичном случае, появились и в расписании «Водохода». Не хотелось бы, чтобы эти первые посещения так и остались последними (или чтобы ситуация повторялась). В условиях массового недогруза теплоходов, что может привлечь потенциальных туристов лучше, чем новые маршруты (цены в расчет не берем)? А ведь на том же маршруте есть еще и Коневец, и Новая Ладога, и Медвежьегорск, и Вытегра, и Белозерск, и Череповец (два захода в навигацию — это несерьезно). В этом рейсе выяснилось, что и «Водоход» умеет высаживать туристов на местном маломерном флоте — а значит, география возможных круизов значительно шире!

В целом круиз произвел великолепное впечатление. Экипажу теплохода хочется сказать Большое Спасибо за прекрасный отдых! А компании «ВодоходЪ» я хочу пожелать дальнейшего развития и процветания (для меня вы — лучшие!), не забывая при этом о том, что постоянство в чем либо, кроме высокого качества услуг, до добра обычно не доводит.

На этом я и завершу свой рассказ. Спасибо тем, кто нашел время дочитать его до конца.