Наши телефоны:
Агентствам: 8-495-150-02-88
сегодня работаем до 17:00
Быстрый поиск круиза:
Cкидка для физических лиц при бронировании и оплате через интернет-магазинКлуб туристов «ВодоходЪ»

Татьяна и Полина Поповы, Анастасия и Мария Полосины о круизе «Москва — Астрахань — Москва» на теплоходе «Нижний Новгород» с 30 июля по 16 августа 2012 года22.08.12

«Есть только миг…» или «Рассказ о круизе Москва — Астрахань — Москва на теплоходе «Нижний Новгород» 30 июля — 16 августа 2012 года»

Тех, кто делится своими впечатлениями о круизах, сочиняя рассказы, часто критикуют: слишком длинно (или коротко), слишком академично (или мало информации о городах и достопримечательностях), и т.д., и т.п. И только когда сам начинаешь писать рассказ, понимаешь, как же это трудно — вместить в него 18 закатов и 17 рассветов, множество городов и экскурсий, сотни памятников и церквей, десятки веселых развлечений на борту. И при этом не упустить главное — ту чудную деревушку на холме-каравае, мимо которой прошли где-то под Саратовым, брызги, что били в лицо ночью под Волгоградом на главной палубе, голубизну, в которой растворилась вся планета Земля где-то в Куйбышевском водохранилище…

Невозможно объять необъятное, поэтому мы решили рассказать всего лишь о нескольких моментах круиза, моментах, когда мы встретились с чем-то новым, что запало в наши души. Начнем с Нижнего Новгорода.

Зимой мы узнали, что в Нижнем Новгороде открылась канатная дорога. И сразу же решили, что обязательно прокатимся по ней. Кое-кто из нас сомневался, что канатка и правда перекинулась через Волгу, ведь река в этом месте такая широкая! Но вопросы-ответы на форуме ВодоходЪа убедили даже скептиков в том, что канатная дорога существует и мечта прокатиться на ней вполне осуществима.

Покинув «Нижний Новгород» на причале Нижнего Новгорода )))), мы сели у здания Речного вокзала на маршрутку (до канатной дороги вас домчат маршрутки или автобусы №2, 45 и 90) и приехали на Сенную площадь. Даже поездка эта была уже интересна. В этом районе города мы еще не бывали. Настоящий город контрастов: покосившиеся уходящие в землю деревянные домишки, тут же — новые элитные высотки, тут же — добротная кирпичная мечеть с продуктовым магазином на территории. Канатную дорогу найти очень легко, т.к. всюду есть указатели. Очереди нет, билет в одну сторону — всего 70 рублей. Кабинка закрытая (стеклянные стены дают полный обзор) на 8 человек. Но мы туда ехали вшестером (с нами села бабушка с внучкой), а обратно — своей компанией, вчетвером. Это было потрясающе! Мы парили высоко-высоко над Волгой, почти как на самолете! Баржи и «Михаил Фрунзе», стоящий на рейде, казались маленькими лодочками, а каноэ (на рукаве Волги проходили какие-то соревнования) — спичками. Кабинка то медленно плыла вверх, к опоре, то вдруг ускоряла ход на спуске. Мимо проплывали встречные кабинки. Просто восторг! С одной стороны вдалеке была видна Стрелка и наш «Нижний», с другой открывался изумительный вид на Печорский монастырь. Потом под нами уже была земля с озерцами и болотцами (какие-то мужчины что-то ловили, передвигаясь прямо по болоту).

Наконец, мы прибыли в город Бор. В городе на главной улице (конечно, Ленина) стоят высотки и даже один очень красивый, видимо, элитный дом. Но тут же — частный сектор, хрущовки и дома на 8-12 семей, какие строили когда-то военнопленные немцы после Победы. Мы старательно сфотографировали памятник Ленину с кепкой в руке у Дома культуры, огромный памятник героям революции, памятник павшим в Великой Отечественной. А потом мы набрели у дома-барака на чудо-садик, созданный руками, трудом и фантазией одной жительницы этого дома. Старые тазики превратились в чудные мухоморы, пустые пластиковые бутылки — в пальмы, кастрюли — в поросят. Какие все-таки у нас люди есть талантливые! Осмотрев Бор, мы отправились в обратный путь. Не прошло и двух часов, как мы уже проходили под канатной дорогой на теплоходе, фотографируя там, в вышине, крошечные кабинки.

Итак, одна мечта — перенестись через Волгу по канату — сбылась. Но была у нас и еще одна мечта, куда более давняя. Когда-то мы узнали, что есть на Волге такой чудо-город, чудо-остров — Свияжск. Читали на сайтах об этом городе рассказы тех, кому довелось там побывать. Несколько раз мы были в Казани, но на экскурсию в Свияжск никогда не попадали. И вот — у нас есть возможность выбрать экскурсию в Свияжск. Дорога от Казани до Свияжска очень красивая. Потрясающие виды Волги и Свияги, потом вдали сказочным островом появился и Свияжск. Наконец, мы приехали (дорога заняла где-то час двадцать минут). Сначала мы проследовали в городок мастеров. Там были гончары, кузнецы и т.д. Пока все покупали сувениры, юная представительница нашей компании схватила какой-то молоток и втерлась в доверие к кузнецу. Он взял её в подмастерья, и они вместе выковали какую-то железную штуку, которую кузнец нам подарил. Потом началась экскурсия, но мы сбежали от нудного экскурсовода и обошли весь остров сами, все его монастыри, улицы, мысы. Свияжск производит двойственное впечатление: красивые, потрясающие виды, разруха, стройка — все смешалось. Но природа, само место, где Свияга впадает в Волгу, этот простор, эта синяя синь, эти храмы и стены, вознесенные над разливами рек — бесподобны!

А теперь перенесемся сразу в Астрахань. В 2007-м мы в первый раз собирались идти в астраханский круиз и, изучая дома маршрут, прочитали, что недалеко от Астрахани находится место, где была столица Золотой Орды — Сарай-Бату. Но туристов туда в те теперь уже далекие годы никто не возил. Когда в этом году мы увидели в программе дополнительную экскурсию на раскопки Сарай-Бату, никаких сомнений в том, какой вариант экскурсионной программы выбрать, не было — конечно, туда, где можно прикоснуться к древней истории! Тем более в долине лотосов мы уже были. Правда, нашу уверенность несколько поколебали страшилки о жаре в Астрахани вообще и в пустыне — в особенности. Но тут показало себя юное поколение, которое хотело увидеть раскопки любой ценой.

Мы в полном составе с утра (8-00) погрузились в автобус, который должен был отвезти нас в столицу Золотой Орды Сарай-Бату. С утра небо над Астраханью было покрыто легкими перистыми облачками, было тепло, но не жарко, дул ветерок. Для тридцати желающих посетить раскопки был предоставлен не слишком современный, но удобный, комфортный, и (главное!) оборудованный хорошими кондиционерами автобус. Поэтому в дороге нам было совсем не жарко, более того — создалось — увы, обманчивое! — впечатление, что и на улице не жарко. Мы направились за 120 км. от Астрахани в поселок Селитренный. Дорога была очень интересная. Сначала мы ехали достаточно зелеными местами, где встречались небольшие населенные пункты. Нас почти все время сопровождала железная дорога, мы пересекали многочисленные речки-притоки Волги и ерики — её рукава. Очень веселили названия этих речек и ериков: реки Болда и Кривая Болда, Бузан, Рыча, ерики Болтайка, Бобёр, Большой и Малый Кал, Широкий Есаул, Кривой Бузан. Еще мы проносились мимо озерков, где лениво охотились на лягушек десятки белых, серых и черных цапель. На наш автобус поглядывали стада чудных желтых коров, лохматых темнокоричневых овец, веселых белых коз. Мы миновали предприятие по добычи газа. Постепенно пейзаж менялся, мы попали в полупустыню. Здесь издалека были видны многочисленные мусульманские кладбища. На дороге мы видели тушки сбитых машинами зайчиков и других неопознанных зверьков. Водитель вел автобус очень хорошо, быстро и аккуратно.

Нас сопровождал пожилой и чудаковатый экскурсовод, который предпочитал все время загадывать нам всякие ребусы и загадки. При этом отгадки сводились к тому, что вся мировая история так или иначе связана с Астраханью и теми народами, которые этот край населяли. Так мы ровно за 2 часа доехали до убогого вида поселения Селитренный, где нам предстояло «взять на борт» археолога. Как только мы вышли из автобуса, мы поняли, как же хорошо было в автобусе. На улице стояла дикая жара, как будто мы попали в раскаленную печку, где дует из сопла горячий ветер с песком. Туристы покупали арбузы и дыни на развалах у магазинчика. Тут же на прилавке продавались черви, о чем свидетельствовала надпись.

Пока туристы развлекались каждый по своему, подошел и археолог, доцент Астраханского университета Петр Викторович Казаков, который рассказал и показал нам много интересного. При этом он вел себя не как экскурсовод, который «с три короба наврет» про каждое встречное дерево или столб. Его нужно было расспрашивать, задавать вопросы, Что мы с энтузиазмом и делали. Итак, взяв археолога, дыни, арбузы (кто-то и лук купил) мы погрузились в автобусы и двинулись в полупустыню.

Остановились метров через 500 за поселком, неподалеку от соляного озера. Здесь на холме стоял памятный знак, свидетельствующий о том, что это место раскопок бывшей столицы Золотой Орды, охраняется государством. Сначала кроме нас никто не хотел выходить и идти вверх к столбу. Мы спросили археолога, дадут ли нам у раскопок самим покопаться. Он сказал, что копать не дадут, но мы сами можем повсюду, в том числе на холме, где стоит знак, прямо на поверхности найти много интересного. Тут можно найти осколки глиняных горшков, изразцов, керамики, а если повезет — и золотоордынские монетки. Поэтому мы рванули наверх, подбирая все, что плохо лежало на пыльной растрескавшейся земле. Из-под ног в разные стороны разбегались юркие ящерицы и отскакивали, взлетая вверх, огромные кузнечики. Глядя на нас, воодушевились, потянулись на холм и подключились к поискам сокровищ и все остальные. Мы насобирали «битой посуды», сфотографировали знак, озеро сверху и пустыню. Потом каждый показывал свои находки Казакову. Часть он велел выбросить, т.к. они были современными. Самые красивые (на мой взгляд) черепки оказались кусками древних, но бракованных посудин (пережженных). Мы нашли и куски хороших посудин, и разноцветные кусочки керамики (даже с узорами), и кости людей и животных. С монетками нам не повезло, но зато самая младшая из нас — двенадцатилетняя Маша нашла кусочки изразцов. Монеты нашел только археолог. Потом мы снова погрузились в автобус (еле загнали нас, несмотря на жару, азарт собирательства возобладал над инстинктом самосохранения), мы проехали еще с километр (дорогая была очень условна, просто колея) до раскопок. Тут трудились полтора десятка молодых ребятишек (студенты) во главе с двумя преподавателями. Мы увидели остатки домов древнего города, а также в мешочках, подписанную, добычу ребят (примерно то же, что и мы нашли). Многие из нас впервые были на раскопках, но сразу поняли, какой это удивительный труд — столь же тяжелый, сколько и интересный… Нам еще немного рассказали о Сарай-Бату и о раскопках, но потом нас загнали в автобус, т.к. нам предстоял еще один объект — декорации к фильму «Золотая Орда».

В автобусе мы немного отдышались и отошли от дикой жары. Еще 10 километров по полупустыне — и мы видим на холме город. Город ненастоящий, но очень на настоящий похож. Под холмом — юрты и много машин (в этот день проходила какая-то пресс-конференция по фильму, он еще не вышел на экраны). Мы карабкаемся к городу, по пути фотографируя красавца-верблюда (живого и бесплатно позирующего). По городу мы бродили минут сорок. Все это время с минарета из репродуктора шла трансляция аудио-экскурсии по городу. Вообще очень удачно получилось, что мы могли увидеть, как город, раскопанный учеными, выглядел на самом деле. В наших воспоминаниях и на фотографиях навсегда останется этот длинный летний день, горячий ветер, яростное солнце, выцветшее небо, раскаленный песок и стены старого города, возрожденные из небытия трудом археологов.

Когда мы шли в Астрахань, в Волгограде у нас была экскурсия по городу с посещением Мамаева кургана и панорамы Сталинградской битвы. На обратном пути стоянку в городе отменили. Но это день стал одним из самых ярких воспоминаний о круизе. День памяти и скорби… Вечером наш теплоход подошел к Мамаеву кургану. Нам всем раздали цветы, и, как всегда торжественно и проникновенно, прошла церемония памяти павших в Сталинградской битве. Потом у нас был вечер памяти. Нам кажется, что это был один из лучших вечеров. Наши танцоры поставили трогательный вальс под песню «Синий платочек», две песни спела певица, а остальная часть программы не готовилась заранее, просто каждый турист, кто хотел, читал стихи (в том числе собственного сочинения) или пел песни о войне. Таких туристов оказалось очень много, причем и стихи и песни шли от сердца, это было сразу видно. Пели все вместе песни военных лет. Многие плакали. Среди нас была женщина — ветеран тыла, но подавляющие большинство туристов родилось после войны. Но, наверное, есть просто память, а есть — память сердца. И для всех, кто был на этом вечере, независимо от возраста, война была и остается личным воспоминанием, личной болью, а Великая Победа — победа личной. В общем, такой вечер, наверное, никогда не забудешь.

Наверное, наш рассказ тоже будут критиковать. И правильно — так много осталось нерассказанным! И интересные экскурсии, например, на ювелирный завод в Костроме или в Радищевский музей Саратова. И веселые анимационные мероприятия, и азратный спортивный праздник. И общение с другими туристами — удивительными, светлыми, любознательными людьми! И великолепный гала-концерт, где читала стихи собственного сочинения очаровательная маленькая Ирочка, поражала силой голоса и мастерством исполнения песен туристка Наталья, где «зажигал» юный танцор Витя, а взрослые танцоры — ученики Юлии и Александра — покорили наши сердца джайвом и фигурным вальсом, где две подруги начали так проникновенно петь «Алёщу», что песню подхватил весь зал. Но — «есть только миг между прошлым и будущим». Полёт над Волгой. Белый город-остров в волжско-свияжской голубизне. Горячий ветер в лицо и тринадцатый век под ногами в пустыне у селения Селитренное. Слёзы на лицах детей, поющих «Землянку»….

Татьяна и Полина Поповы, Анастасия и Мария Полосины.