Наши телефоны:
Агентствам: 8-495-150-02-88
сегодня работаем с 10:00
Быстрый поиск круиза:
Cкидка для физических лиц при бронировании и оплате через интернет-магазинКлуб туристов «ВодоходЪ»

Катерина о круизах «Москва — Санкт-Петербург» и «Санкт-Петербург — Москва» на теплоходе «Сергей Кучкин» с 11 по 17 и с 18 по 24 июля 2011 года. Часть вторая15.12.11

Первая часть рассказа.

18 июля. Санкт-Петербург. 2-я половина круиза.

Ночь без туристов - замечательное время на теплоходе! Жаль только, что он в это время стоит у причала, а не рассекает просторы, скажем, Ладожского озера - тогда можно было бы всю ночь сидеть на палубе!

Пришлось спать, чтобы набраться сил перед завтрашним днём.

Стоящий за окном «Радищев» так тарахтел, что пришлось воспользоваться берушами.

В 6 утра начался заезд новых туристов, и я проснулась от звука баяна в холле главной палубы - даже беруши не спасали. До подъёма в 8 утра так и не удалось уснуть, а в голове всплывали слова песни, как нельзя более подходящей и к ситуации, и к нашему молодому баянисту Сергею:

Только слышно - на улице где-то
Одинокая бродит гармонь.
...
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даешь?...

Перед завтраком я зашла в администраторскую зарегистрироваться на новый рейс. Там с удивлением обнаружила менеджера «Кучкина» - Александра Кокшина. Я не знала, что менеджеры едут в другой город, чтобы провести регистрацию.

Этот день я решила посвятить самостоятельной прогулке по улицам Питера. Побывала на Васильевском острове, по Набережной Лейтенанта Шмидта дошла до того места за крайним мостом на Большой Неве (тоже носящим имя лейтенанта Шмидта), где у причала стояли морские лайнеры.

Дошла до ледокола «Красин». Дальше проход по набережной закрыт. Поэтому поворачиваю назад и иду в сторону Невского проспекта. На светофоре у Медного всадника встречаю нашего радиста Тимура ;-).

Давно заметила, что в путешествиях постоянно сталкиваешься со знакомыми - даже на улицах больших городов, тогда как в Москве можно годами не видеть знакомых, живущих в соседних домах, подъездах и даже квартирах.

Вчерашний обед в гостинице «Москва» был так хорош, что я решила не пренебрегать им и сегодня, и к его началу подъехала к ресторану. Наши автобусы уже были там, и туристы успели войти внутрь. В ресторан я вошла совершенно свободно, даже не пришлось прибегать к помощи Ольги Георгиевны, которая стояла в зале недалеко от входа. Видимо, по мне было заметно, что я с теплохода - хотя на мне не было ни водоходовской футболки, ни бейсболки - наверное, один лишь блеск в глазах выдавал во мне закоренелого речного туриста.

После обеда я зашла в очень кстати расположенную рядом Александро-Невскую лавру.

Затем прошла пешком весь Невский проспект и через Дворцовую площадь подошла к Неве.

Когда хотела от Дворцового моста сфотографировать Петропавловскую крепость, какие-то уроды на водных мотоциклах окатили стоящих на набережной людей водой с головы до пят. Особенно жалко было намокший фотоаппарат - я даже выключить его не могла, чтобы вода с объектива не попала внутрь. Пока я кое-как пыталась его вытереть, нас окатили повторно. Пришлось срочно делать ноги и остаться без фотографии. Одежда, рюкзак и карта Питера, которую я держала в руке, тоже были насквозь мокрые. Хорошо хоть, что было жарко, и одежда довольно быстро высохла.

На теплоход я вернулась с предпоследней до нашего отправления маршруткой.

Поднявшись на солнечную палубу и заглянув в конференц-зал, я увидела, что шариков надули довольно мало. Но мои опасения, что их не хватит, оказались напрасны. Такого я не видела ещё никогда: значительная часть шариков осталась неразобранной.

Между тем туристы постепенно собирались в солярии, и первое, что сделал аниматор Александр Шалимов, когда заговорил - это представил им меня как постоянного обитателя теплохода. Да я и сама уже чувствовала себя здесь не туристом, а предметом интерьера.

И вот - в путь!

Когда рулевой показывает, как надевать спасательный жилет, капитан, Сан Саныч, комментирует:

«Надевается как пиджачок... маловат, жмёт... но сейчас модно всё в обтяжку... Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!» ;-)

Около 23 часов прошли Орешек. Благодаря белым ночам наконец я увидела его во всей красе, а не в виде смутного силуэта, угадывающегося в темноте.

А потом была красивейшая ночь. Вот если бы ещё научиться совсем не спать!

19 июля Валаам-2

Снова Валаам и смутное ощущение, что, кажется, я тут уже была пару дней назад ;-).

День выдался солнечным и довольно тёплым (26 градусов).

С утра я пошла на Скалистый берег - хотелось увидеть его в ясный день.

По дороге я не встретила ни души.

При солнечном свете Скалистый берег действительно оказался чудо как хорош.

Я пробыла там довольно долго и наконец отправилась в обратный путь - так, чтобы прийти уже к обеду.

И тут...

В прошлом году в аналогичном круизе уже по пути из Питера в Москву на Валааме на Главной монастырской дороге я встретила гадюку. Пока я её фотографировала, она шипела на меня и не спешила уползать. И вот в этом году, в тот же день и почти тот же час (то есть тоже на Валааме, тоже по пути из Питера в Москву и тоже в 1-й половине дня) встреча повторилась.

В районе финских развалин я сделала с тропинки шаг в сторону, чтобы сфотографировать земляничку.

И тут вижу совсем рядом в траве уползающую гадюку - головы уже не видно, только тело и хвост. Уж не та ли это самая гадюка, которую я встретила в прошлом году? Ну да ладно, главное, что она уползла.

А после обеда я пошла в Центральную усадьбу пешком по Главной монастырской дороге, как это делала и в прошлом году. Но если в тот раз в сырой и туманный день эта длительная пешая прогулка быстрым шагом доставила мне истинное удовольствие, несмотря на то, что периодически приходилось отскакивать на обочину от несущихся машин, на этот раз дорога была сухой и пыльной, и проносящиеся машины, которых было слишком уж много, обдавали пылью, а отскакивать обычно было некуда, так как по обочинам стеной стояла высокая пыльная трава.

Когда шла по Главной монастырской дороге, вдруг раздался телефонный звонок. Оказалось, что это из «Водохода»:

«Как вам понравился круиз?».

Отвечаю: «Очень понравился, но вообще-то я ещё в круизе» :-).

Вечером покидаем Валаам в сопровождении чаек. Потом весь солярий в перьях... и не только...

20 июля. Свирьстрой, Мандроги

Утром в Свирьстрое немного побегала с мячиком на «Весёлых стартах», зарабатывая «шансы».

А затем собирала в лесу чернику и кормила собой комаров и муравьёв.

Скажу пару слов по поводу дополнительной экскурсии из Свирьстроя в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь. Когда мы шли в Питер и стоянка в Свирьстрое составляла 4 часа, то времени на экскурсию хватило. А вот по пути в Москву стоянка была только 3 часа, и отправление теплохода задержалось на 20-25 минут из-за того, что автобусы вернулись с опозданием. Ехать до монастыря не менее часа, территория его большая, а надо ещё успеть приложиться к мощам Преподобного, набрать песочек и святую воду. Среди туристов были недовольные.

Поэтому, возможно, не стоит предлагать эту экскурсию при стоянке менее 4 часов.

А в Мандрогах у меня вдруг наступило состояние, которое переживают речные туристы со стажем: мне не захотелось выходить на берег. Лежала в каюте, слушала музыку по радио, пытаясь поспать. Заснуть не получилось, хотя ночью я выключалась мгновенно. Под конец всё-таки вышла на берег - сфотографировать теплоходы, стоящие валетом.

Теплоходов у обоих причалов было много, они маневрировали, выпуская друг друга - так что вернуться обратно удалось только перед самым отправлением.

А потом была учебная шлюпочная тревога.

21 июля. Кижи-2

В Кижах у нас была стоянка с 7 до 10 утра. В 6.45, когда остальных туристов только позвали на

завтрак, я уже вышла с теплохода и пошла налево. Как хорошо быть сыроедом: свой завтрак в виде бананов я получила вчера за ужином и таким образом сэкономила кучу времени - ведь фрукты можно есть и на ходу.

В прошлый раз из-за короткой, 2-часовой, стоянки у меня просто не было шансов осуществить задуманное. А хотела я дойти до левой оконечности острова и посмотреть часовню Трёх Святителей из деревни Кавгора и ветряную мельницу из деревни Гафостров.

День был солнечный и уже довольно жаркий, несмотря на раннее время. До часовни и мельницы я дошла, а вот дойти до самого конца острова не удалось - дорога кончилась, а дальше стояла стеной густая трава по пояс. Пришлось повернуть обратно. Шла я, шла и, решив перекусить, направилась к ближайшему амбару, чтобы присесть на крылечко. И, идя по скошенной траве, чуть не наступила на хвост змее, в последний момент случайно взглянув под ноги и заметив её - в отличие от валаамской, она была чёрная, и я подумала сначала, что это уж. Но жёлтых точек на голове у неё не было. Змея уползала недостаточно быстро, но всё-таки, к счастью, уползла.

- А если бы укусила? - сказал внутренний голос, - что тогда? Сможет ли теплоходный врач оказать необходимую помощь? До ближайшей больницы - как до луны... А если я не смогу идти? Звонить в офис «Водохода»? Но до 10 утра там никого нет...

В общем, нет ничего лучше круизов в конце сентября, когда ноги надёжно защищены сапогами!

Счастливо избежав опасности и обнаружив, что у меня остаётся ещё немного времени, я решила быстро-быстро зайти в деревню Васильево, где я никогда не была.

В Кижах кажется, что всё рядом, но как же это впечатление обманчиво! И наш методист не раз в ходе круиза предупреждала нас об этом.

Так как через деревню Васильево проходила широкая дорога (на которой, к слову, я опять увидела чёрную змею, но уже раздавленную), то я решила, что с другой стороны деревни должен быть выход - поближе к теплоходам. Как же я ошиблась! А время потеряла. Пришлось возвращаться назад, причём идя строго по дороге. О том, чтобы срезать часть пути через луг, заросший высокой травой, не было и речи - по уже понятной причине ;-). Осенью в сапогах, пожалуй, рискнула бы.

Временами даже приходилось бежать. Я успела - пришла минут за 7 до отправления и не самая последняя, хотя мой ключ уже лежал на стойке администраторской и смотрел на меня с немым упрёком.

А ведь у меня было на прогулку целых 3 часа времени, даже чуть больше.

Конечно, 3 часа для Кижей мало. Но больше, как выяснилось, нельзя: по Кижским шхерам разрешено только одностороннее движение, а у причала разрешается стоять ограниченному количеству теплоходов. Поэтому новые теплоходы не смогут подойти к острову, пока не уйдут предыдущие.

В этот раз у причала стояли 5 теплоходов, ещё один - с другой стороны причала и ещё один был на рейде.

После раннего подъёма захотелось вечером лечь пораньше. И тут...

В прошлом году по пути из Питера в Москву моими соседями в 185 каюте - 2-местной 2-ярусной - была знаменитая весёлая парочка: Юрий Васильевич и Вадик, которые здорово поднимали настроение всему теплоходу, но соседство с которыми доставило мне немало беспокойства. Конечно, со временем с ними удалось договориться, но поначалу они любили уйти ночью из каюты, оставив громкую музыку. Свой шкаф, задняя стенка которого являлась частью стены соседней каюты, я прозвала музыкальным, ибо при открытых дверцах музыка звучала громче. Так вот, в этом году, опять же идя из Питера, я как-то обнаружила, что мой «музыкальный шкаф» снова заработал. «О, нет!..» - подумала я тогда. Но так как обычно приходила спать поздно... очень поздно, когда уже повсюду было тихо, то проблем поначалу не было. И вот после Кижей, когда я решила лечь даже раньше 23 часов, я вдруг услышала из-за стенки такой шум, смех и гул голосов, который никак не могли производить 2 человека, даже очень шумных. Заснуть долго не удавалось, так что позже пришлось стучать в стену шкафа и просить вести себя потише. На другое утро, выходя на завтрак, я впервые увидела своих соседей. Им тоже было интересно посмотреть, кому они вчера мешали спать. Обе стороны посмеялись над собой, и соседи обещали впредь вести себя тише. Оказалось, что у них большая компания и они ходят друг другу в гости. Впрочем, я так и не узнала, выполнили ли они своё обещание, так как в оставшиеся ночи уже не ложилась раньше 2-3 часов.

22 июля. Горицы-2

В этот день я поехала с группой в Кирилло-Белозерский монастырь, но гуляла там сама.

И встретила на территории табличку: «Осторожно! В траве могут быть змеи!»

Верю! :-)

Но надеюсь, что больше их не встречу. Пожалуй, и так многовато для одного круиза.

Жаль, что автобусы уезжают из монастыря так рано - на причал мы приехали почти за час до отправления, а ведь в монастыре столько разных экспозиций, которые можно было бы осмотреть самостоятельно после экскурсии! Слишком поздно я заметила, что можно подняться на колокольню - к сожалению, времени для этого уже не осталось.

Оставшийся час я просидела на берегу Шексны на камушке, глядя на выдающийся из-за «Радищева» кучкинский длинный нос. В этот момент я и осознала, как мало времени остаётся до конца круиза...

В 20.15 у нас была экскурсия в машинное отделение. По правилам, такая экскурсия не может быть раньше, чем экскурсия в капитанскую рубку. Субординация, однако ;-). Экскурсия проводится по запросу для желающих, которые попросят о ней директора круиза, по согласованию с главным механиком.

В нашем рейсе желающими оказались я (я ждала этой экскурсии с прошлого рейса, она даже сначала планировалась вечером после моего первого посещения Валаама), семья с ребёнком и мой новый знакомый - форумчанин с форума «Инфофлота», которому посчастливилось оказаться в нужное время в нужном месте, то есть рядом со мной, благодаря чему директор круиза пригласила на экскурсию и его тоже. Вот как важно правильно выбирать компанию! :-)

Мы побывали в довольно тесной комнатушке главного механика, напичканной приборными панелями. Сами машины располагались в соседнем помещении за стеклянной стеной. Туда нас не пустили, только на мгновение приоткрыли дверь, чтобы дать послушать, как там шумно.

23 июля. Мышкин, Углич.

В Мышкине у меня было целых три срочных дела.

Сразу после мышиной встречи на причале я подошла к одному из экскурсоводов и спросила, можно ли где-нибудь достать записи знаменитых мышкинских песен. Оказалось, что существует только единственная старая запись на кассете, которую можно услышать только на причале :-(.

Вторым делом был поиск клада, заложенного форумчанами с Форума Речных Туристов во время маёвки и уже не раз обновлённого.

Нашла я его быстро и без проблем, хотя реальный пейзаж теперь сильно отличается от фотографии, сделанной 1 мая, и кирпичи уже лежат не так, как на фото.

А третьим делом было наконец попасть в подвал Никольского собора - хотелось уже давно, но всё никак не удавалось. Но на этот раз всё получилось - в храме я сразу увидела батюшку, обратилась к нему с просьбой осмотреть подвал, и подвал мне открыли. Там развёрнута экспозиция «Тайны XVIII века». Можно пройти под низкими сводами галерей, увидеть 2 печки, с помощью которых храм отапливался: одна - целая, другая частично разобрана, чтобы можно было увидеть её устройство. Также там есть комната истопника, воссоздано несколько комнат для хранения товаров, заполненных старинными предметами.

Пока я рассматривала в полумраке подвала одну из комнаток, по моей голой ноге пробежал кто-то маленький...

Надеюсь, что я орала не на весь собор... Но это оказался всего-навсего лягушонок.

Выполнив обязательную программу, в оставшееся время просто гуляла по Мышкину.

Отчаливаем мы каждый раз под одну и ту же мелодию: «Petite fleur» (Маленький цветок), старую французскую песню, её инструментальный вариант. Она мне очень нравится - и в результате с теплохода я уношу её не только в своём сердце, но и на флешке. Слушаю и вспоминаю...

Берите с собой в круиз флешку - пригодится!

Вот и Углич - увы, наша последняя стоянка. Пристраиваемся 3-м бортом к «Радищеву» и «Симонову», но, проходя через них, никого не встречаем...

Вскоре меня догнала Светлана Дмитриевна, хозяйка сувенирного киоска. Мы с ней разговорились. Она заговорила о Мышкине - о том, что видела меня там за неким интересным делом. Будучи уверенной, что я была застигнута за извлечением клада, я уже была готова сдаться с повинной, уже даже рот открыла... Но оказалось, что Светлана Дмитриевна видела всего-навсего, как мне отпирают подвал Никольского собора! :-)))

Капитанский ужин... Уже второй в моём круизе. И последний... Мне так грустно, что не снимаю ни фото, ни видео. И во время ужина мы проходим Калязинскую колокольню. Даже не видим её из окна, так как она по другому борту.

Гала-концерт начался в 20.30. Зал был набит битком, выступлений было ОЧЕНЬ много. Я слышала, что даже не все желающие смогли выступить. Концерт продолжался долго, а в зале была жуткая жара и духота. И когда Александр Шалимов, собираясь разбавить выступления туристов то ли выступлением кого-то из членов турбригады, то ли очередным этапом розыгрыша призов, сказал: «Давайте впустим немного...», мужской голос из зала подсказал: «Воздуха»! ;-)

Концерт мне очень понравился - довелось и слезу пустить, и посмеяться.

Выступающие дети никого смешить не собирались. Но так уж вышло, что взрослые корчились от смеха, услышав, например, детский вариант «Чижика-Пыжика», в котором водка была заменена на соки.

А когда мальчик читал «Вот дом, который построил Джек» в оригинале, то есть на английском языке, который большинство туристов, видимо, как и я, или уже давно забыли, или никогда и не знали - а стихотворение это длииииииинное, и содержит много повторяющихся фрагментов - то к концу уже хохотали не только слушатели, но и сам чтец.

Я опять получила утешительный приз и порадовалась ему.

А ещё я, как постоянный клиент, получила спецприз от директора круиза - довольно большого, с кошку, игрушечного волка в тельняшке.

А путёвку выиграла активная девочка.

Концерт продолжался около двух часов. Прощальную песню турбригада на этот раз не пела - наверное, потому, что выступлений и так было слишком много. Как же мне повезло, что я услышала и записала её в прошлом рейсе!

Когда концерт закончился, мы уже подходили к Кимрам.

До трёх часов ночи гуляю по палубам и хожу по теплоходу, фотографируя интерьеры...

24 июля. Конец :-(

С лёгкой руки Александра Шалимова меня знал весь теплоход, тогда как я не знала почти никого из туристов. Правда, я познакомилась с форумчанином с инфофлотовского форума - маньяк маньякА видит издалека. Оказалось, что мы знаем друг друга по никам, и у нас есть общие знакомые.

Ну так вот, в последний день круиза подходят ко мне на палубе совершенно незнакомые люди и спрашивают о моих дальнейших планах. И говорят: «А мы думали, что путёвку выиграете вы». Вообще-то я и сама так думала ;-). Но, с другой стороны, если бы путёвка досталась мне, то туристы могли бы сказать, что выигрывают свои, подставные ;-). Так что, может, оно и к лучшему...

Днём мы больше двух часов простояли на рейде напротив Хвойного бора - хотя это было предсказуемо, ибо ещё вчера вечером, как только начались шлюзы, стало ясно, что мы идём с опережением - так что я часть этого времени посвятила укладыванию вещей.

К Речному вокзалу подходим вслед за «Булгаковым», который почему-то пропускает нас вперёд.

Вот и всё...

Хотя не совсем. В то время, как другие туристы торопятся с вещами к выходу, хотя мы ещё не завершили

швартовку, я поднимаюсь на солнечную палубу. Я должна напоследок увидеть, как поднимаются трубы.

А они должны подняться сразу после того, как будет подан трап. И я это вижу!

А вот теперь - совсем всё...

Спасибо, «Кучкин»! Спасибо всем, кто навсегда останется в моём сердце!

Спасибо за всё! И, надеюсь, до встречи!