Самые интересные достопримечательности Москвы: куда сходить и что посмотреть
Испокон веков люди селились вдоль рек, которые становились и кормилицами, и защитницами, и дорогами. Уже в XI в. у реки Москва стояло укрепленное поселение. Назвали его по реке, которая носила это название задолго до его строительства. И разве мог князь Юрий Долгорукий, основатель городка, предполагать, что через века здесь вырастет огромный мегаполис, столица огромного государства и один из красивейших городов мира. Древняя история столицы, насыщенная важнейшими событиями, оставила тысячи памятников истории и архитектуры, созданных лучшими мастерами прошлого. Для их полного перечня и описания потребуются толстые энциклопедические тома, а в этой статье мы отобрали для вас главные достопримечательности Москвы, которые стоит посетить в первую очередь.
Красная площадь
Одно из самых знаковых мест Москвы – Красная площадь, входящая в ТОП-10 самых известных площадей мира. По преданию, ее история началась в конце XV в., когда князь Иван III обратил внимание на множество деревянных построек, выстроенных под стенами Кремля. Опасаясь пожара, князь повелел расчистить пространство под стенами и устроить там торговые ряды. До начала XVII в. это место так и называлось – Торг.
Впервые эпитет «красная» упоминается в летописных источниках 1661 г. Точно неизвестно, почему площадь была названа именно так. Наиболее вероятна версия, что «красная» означает «красивая» – на Руси в те времена это были синонимы.
Современная Красная площадь по праву может называться одним из самых красивых и интересных мест столицы, а ее уникальный архитектурный ансамбль – интереснейшим экскурсионным объектом.
Храм Василия Блаженного
Самый узнаваемый храм Москвы был возведен в 1555-1561 гг. по указу Ивана Грозного в честь взятия Казани. Первоначальное название – собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Но в народе его вскоре переименовали по имени юродивого Василия, который осмеливался перечить самому Ивану Грозному. Царь чтил и побаивался «божьего человека», имевшего славу чудотворца.
В один из красивейших в мире храмовых комплексов входят 11 церквей и колокольня, стоящие на едином фундаменте-подклете. Разноцветные купола, узорчатая кладка, резьба по камню, разноцветные изразцы придают строению сказочную красоту. Не меньшей красотой отличаются интерьеры, сохранившие древние фрески и иконы.
Храм включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Он действующий, здесь проходят службы, организуются концерты церковной музыки. На первом этаже расположен музей, проводятся экскурсии.
Государственный исторический музей
Напротив храма Василия Блаженного, на другом конце Красной площади, высится здание Исторического музея. Он был основан по указу Александра II – чтобы «служить наглядной историею главных эпох Российского государства».
Здание музея строилось с 1875 по 1883 г. Строение из красного кирпича не случайно напоминает русский терем – разработчики проекта использовали мотивы древнерусского зодчества, как отсылку к богатому историческому прошлому. Внутренние интерьеры оформлялись в стиле различных эпох. Для отделки использовались дорогие материалы, над оформлением залов работали самые известные живописцы – И. Айвазовский, И. Репин, В. Васнецов и другие.
Музей пополнялся благодаря частным пожертвованиям, после революции сюда свозили национализированные сокровища. Сегодня музейный фонд является одним из самых значительных в мир и насчитывает более 5 млн. экспонатов различных эпох, от каменного века до наших дней. 40 залов на двух этажах проводят посетителей в хронологическом порядке. Осмотреть музей за один день невозможно, его экспозиции слишком велики и интересны.
Собор Казанской иконы Божией Матери
Его возвели в начале XVII в. в честь освобождения Москвы от польско-литовского войска. Деревянный храм был построен на средства воеводы Дмитрия Пожарского, одного из руководителей победившего Второго народного ополчения. В соборе поместили главную святыню ополчения – Казанскую икону Божией Матери. После пожара 1630 г. собор был отстроен в камне.
В 1936 г., в период сталинской реконструкции, храм снесли. Но перед сносом архитектор Барановский сделал замеры и фотографии всех деталей, благодаря чему в 1990-х здание удалось восстановить с максимальной достоверностью. Невысокий одноглавый храм украшен каскадом кокошников, треугольными наличниками и другим каменным узорочьем, создающим удивительно гармоничную композицию.
ГУМ
Торговые ряды располагались здесь с XVI в. Со временем многочисленные лавки начали портить облик города, и в правление Екатерины II на их месте было начато строительство помпезного торгового центра, но завершить его не удалось. Только в 1893 г. многочисленные разрозненные строения сменили великолепные Верхние Торговые ряды. Богато отделанный фасад в древнерусском стиле, с башенками и узорочьем по подобию Кремля и Исторического музея, гармонично вписался в ансамбль Красной площади. Грандиозный комплекс из 16 зданий, крытых улиц и галерей, вытянутый параллельно Кремлевской стене, произвел фурор среди москвичей роскошными интерьерами и техническими новинками. Знаменитый фонтан появился в 1906 г.
Торговые ряды были переименованы в ГУМ в 1921 г. Он прошел революции и войны, оставаясь торговым центром. В эпоху СССР ГУМ был символом столичного изобилия, местом паломничества гостей столицы. Сегодня это самый престижный торгово-развлекательный центр РФ, в котором бережно сохраняют историческое наследие.
Памятник Минину и Пожарскому
Памятник нижегородцам – купцу Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, установили в 1818 г. Этот монумент стал первым крупным скульптурным памятником в Москве. Бронзовая скульптура выполнена в стиле классицизма, фигуры удивляют величием и реализмом. Гранитный пьедестал украшен надписью и двумя бронзовыми барельефами - изображением жертвующих на ополчение нижегородцев и батальной сценой изгнания врагов из Москвы.
Монумент отливали в Санкт-Петербурге, в Москву доставляли водным путем через Неву, Волгу (в Нижнем Новгороде его вышли встречать толпы горожан), Оку и Москву-реку. Его установили перед Верхними торговыми рядами, лицом к Кремлю, и торжественно открыли 4 марта 1818 г. В 1931 г. монумент переместили, установив перед храмом Василия Блаженного.
Мавзолей В. И. Ленина
Это сакральное строение имеет непростую историю. После смерти В.И. Ленина, 21 января 1924 г., было принято решение о бальзамировании его тела, чтобы с ним смогло проститься как можно больше желающих. После прощания планировались похороны. Через шесть дней в центре Красной площади перед Кремлевской стеной построили небольшую деревянную усыпальницу в форме куба. Поток людей не уменьшался, церемония прощания продлевалась.
В марте, когда стало ясно, что очередь не иссякает, правительство приняло решение отказаться от похорон. Тело вновь подвергли бальзамированию, после чего прозрачный саркофаг установили в заново выстроенном деревянном Мавзолее. Ступенчатое здание напоминало формой пирамиду, к нему была пристроена правительственная трибуна.
Каменную усыпальницу, облицованную гранитом и лабрадором, построили в 1930 г. Каменный Мавзолей ступенчатой формой напоминает деревянного предшественника, но значительно превосходит его по размерам.
Сегодня в обществе неоднозначное отношение к этому памятнику, часто можно услышать мнение о необходимости захоронения тела. К Мавзолею почти всегда стоит очередь, внутри действую строгие правила: нельзя останавливаться, фотографировать, приносить цветы и прочее.
Московский Кремль
Кремлем на Руси называли защитные сооружения, за стенами которых при нападении врагов укрывалось все население. Крепость-кремль была обязательной частью любого крупного поселения. Московский Кремль начинался с деревянной крепости Юрия Долгорукого. По мере роста Москвы, ставшей княжеской резиденции, укреплялся и Кремль. Появились стены и башни из дуба, а в середине XIV в., при Дмитрии Донском, Кремль стал белокаменным – дубовые бревна заменили на местный белый камень.
Привычные для нас стены из кирпича начали выкладывать во второй половине XV в., при Иване III, заменяя ими обветшавший камень. Для масштабной перестройки Кремля были приглашены знаменитые зодчие из Италии. Тогда и появился архитектурный ансамбль с башнями и зубчатыми стенами, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Исторический и архитектурный центр Московского Кремля – Соборная площадь, вокруг которой расположены соборы и другие знаковые сооружения.
Кремль пережил множество войн, революций, уничтожение храмов и памятников при советской власти. В начале 1990-х началось масштабное восстановление. Сегодня это официальная резиденция президента РФ и огромный музейный комплекс.
Спасская башня
Самая знаменитая и высокая (71 м) башня Московского Кремля находится в Кремлевской стене между храмом Василия Блаженного и Мавзолеем. Белокаменная башня над Фроловскими воротами была построена при Дмитрии Донском. В 1491 г. ворота с башней, являвшиеся парадным въездом в Кремль, были возведены заново. Это была проездная арка с мощными защитными сооружениями, главная из фортификаций Кремля.
В 1658 г. по повелению царя Алексея Михайловича над воротами поместили икону Спаса Нерукотворного, переименовав их в Спасские. В дальнейшем башню не раз перестраивали, появился многоярусный верх, кружевной арочный пояс и другой декор. Часы на ней были установлены в первой половине XVII в., в дальнейшем их механизм неоднократно менялся. В 1852 г. был проведен капитальный ремонт с установкой курантов, которые до сих пор украшают башню. Со сменой эпох менялись мелодии: «Петровский Преображенский марш» сменился «Интернационалом», а сегодня куранты вызванивают гимн России и «Славься» Глинки.
До революции шпиль украшал двуглавый орел. В 1935 г. на башне установили звезду с круглосуточно горящей лампой. В ветреную погоду звезда вращается, как флюгер.
Успенский собор
Первый одноглавый храм был построен в 1326 г., при Иване Калите. После пожара 1470 г. было решено полностью его перестроить, сделав гораздо роскошнее. Строительство затянулось, почти готовое здание было разрушено землетрясением. Для завершения пригласили знаменитого итальянца Аристотеля Фиораванти. Собор освятили в 1479 г., но внутреннюю роспись закончили только к 1515 г.
Пятиглавый крестово-купольный храм выстроен по образцу Успенского собора во Владимире, но в построении фасада видны элементы ренессансного зодчества. Одно из древнейших зданий Москвы пережило пожары, нашествие Наполеона, революции и войны. Несмотря на бедствия, удалось сохранить древнейшие фрески авторства Дионисия, моленное место Ивана Грозного, иконостас XVII в. и другие реликвии.
В Успенском соборе короновались русские правители от Ивана Грозного до Николая II, здесь проходили царские бракосочетания. В 1918 г. собор был закрыт. В 1955 г., после масштабной реставрации, он был объявлен музеем. С 1990 г. собор вернулся под управление РПЦ, сохранив статус музея. Церковные службы проводятся в редких случаях, с разрешения патриарха.
Благовещенский собор
Первые упоминания о каменной церкви великокняжеской семьи относятся к концу XIV в. Впоследствии храм неоднократно перестраивали, последняя масштабная перестройка прошла в 1564-66 гг., при Иване Грозном. До XVIII в. он был домовой церковью великокняжеских, а позже царских семей.
Скромный по размерам белокаменный собор, сочетающий традиции московского и псковского зодчества, привлекает внимание блеском девяти золоченых куполов, резными порталами, колоннами с капителями. Роскошь внутренних помещений соответствует статусу домовой церкви царской семьи. Каменный пол украшают вкрапления агата и яшмы. На стенах и потолках сохранились фрески XVI в. Высокий иконостас относится к древнейшим в России. На бронзовом чеканном остове в шесть рядов расположено около сотни икон XIV-XV вв., среди которых есть образа кисти Андрея Рублева и Феофана Грека.
Собор открыт для экскурсий, здесь работает экспозиция «Клады и древности Московского Кремля». С 1993 г. возобновились богослужения, но служба проходит только раз в год, на праздник Благовещения.
Архангельский собор
Первый деревянный храм Архистратига Михаила построили в 1247-48 гг. Однокупольную белокаменную церковь возвели в 1333 г. по указу Ивана Калиты, в благодарность за спасение от голода, вызванного неурожаем. Вскоре она стала усыпальницей для московских князей, начиная с Ивана Калиты. К началу XVI в. в обветшавшем храме уже не осталось места для гробниц, и по указу Ивана III в 1505 г. его разобрали.
Новый белокаменный пятиглавый собор Святого Архистратига Михаила освятили в 1508 г. Он был выстроен итальянцем Алевизом Новым по образцу Успенского собора, но в оформлении фасадов и внутренних интерьеров значительно шире использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения: растительные капители, круглые окна-розетки, многопрофильные карнизы и другие виды декора.
Внутренние интерьеры расписывались лучшими мастерами в 1652-1666 гг., эти фрески удалось восстановить из-под позднейших записей. Среди них – более 60 портретов русских князей. Четырехъярусный иконостас в основном состоит из икон XVII в., есть икона XIV в.
Храм оставался некрополем до 1730 г., когда состоялось захоронение императора Петра II, ставшее последним. В 1955 г. собор стал музеем. С 1991 г. здесь проводят службы, но только по престольным праздникам.
Колокольня Ивана Великого
Первую каменную церковь Иоанна Лествичника построили в 1329 г. Масштабная перестройка, начатая Иваном III, коснулась и ее – в 1505 г. церковь разобрали. На этом месте итальянцем Боном Фрязиным был выстроен новый храм-колокольня из трех восьмигранных ярусов. Так впервые в русской церковной архитектуре был использован принцип итальянской кампанилы (колокольной башни, стоящей отдельно от храма). В 1599 г. третий ярус был надстроен, и башня высотой 81 м стала самой высокой в Москве, после чего ее и прозвали «Иван Великий». Она выполняла роль дозорной башни, а звон ее колоколов разносился по всей Москве – тогда и появился фразеологизм «во всю ивановскую», означающий «изо всех сил».
В 1918 г. звоны были запрещены, перезвон 34-х колоколов возобновился только в 1992 г. Сегодня в архитектурный ансамбль, разделяющий Ивановскую и Соборную площади, входят колокольня, Успенская звонница и Филаретова пристройка. Здесь проводятся службы, а также работает выставочный зал и музей истории Кремля.
Царь-пушка
Это самое большое артиллерийское орудие в мире. Длина бронзового ствола – 5, 34 м, диаметр ствола 1,2 м, калибр 890 мм, вес 40 тонн. Пушка была отлита на Пушечном дворе в 1586 г. литейщиком Андреем Чоховым, по приказу царя Федора Ивановича. Ее ствол украсили барельефами с изображением конного царя и орнаментами.
Ни разу не стрелявшая пушка была символом военной мощи, использовать гигантское орудие было крайне неудобно. Ее установили рядом с Лобным местом, откуда оглашались царские указы, в начале XVIII в. перенесли во двор Арсенала, а в 30-х гг. XIX в. поставили у фасада Оружейной палаты, сделав экспонатом Музея артиллерийских орудий. Декоративный чугунный лафет и орудийные ядра были отлиты в 1835 г.
С 1960 г. Царь-пушка стоит у северного фасада колокольни Ивана Великого.
Царь-колокол
Рядом с колокольней находится еще одна из главных достопримечательностей Москвы – Царь-колокол. Уникальный памятник литейного мастерства отлит из бронзы в 1730 г. отцом и сыном Моториными. Это был заказ императрицы Анны Иоанновны, которая решила отметить свое правление гигантским колоколом. Указ датирован 1730 г., согласования продолжались до 1733 г.
Отливать колосса было решено прямо на Ивановской площади Кремля. Сооружение печей и проблемы с отливкой затянулись еще на два года, но в конце ноября 1735 г. Царь-колокол был отлит. Вес – 202 тонны, высота 6,24 м, диаметр 6,6 м.
Бока колокола украсили барельефами с портретами правителей и религиозными сюжетами. Пока продолжались чеканные работы, колокол оставили стоять над литейной ямой. Во время Троицкого пожара 1737 г. деревянные опоры сгорели, и он рухнул вниз. Бронзовый гигант пролежал в яме почти 100 лет. Только в 1836 г. его удалось извлечь вместе с отколовшимся куском весом 11,5 тонн, и установить на постамент. Тогда же его увенчали одним из символов царской власти, державой, после чего он и стал Царь-колоколом.
Оружейная палата
Этот музей начинался как великокняжеская и царская сокровищница. В 1484 г. для увеличившейся государственной казны было построено отдельное здание – Казенный двор. Здесь хранились сокровища правящей семьи, которые постоянно пополнялись за счет посольских даров, ценностей с завоеванных территорий, изделий русских мастеров. Отсюда брали драгоценные атрибуты для официальных церемоний и ценные представительские подарки. В 1508 г. специально для хранения драгоценного оружия была выделена отдельная Оружейная палата.
В 1720 г. Петр I объединил под этим названием несколько учреждений, хранящих сокровища. В 1728 г. Оружейная палата стала хранилищем исторических и художественных ценностей. В 1806 г. указом Александра I на ее основе был открыт дворцовый императорский музей, для которого было выстроено здание на Сенатской площади. Посещать музей могли только представители знати.
Дом оказался непригодным для хранения ценностей из-за высокой влажности. В 1851 г. завершилось строительство Оружейной палаты на территории Кремля. Здание выполнено в русско-византийском стиле, фасад декорирован резными колоннами и наличниками, пилястрами, мраморными медальонами. В нем были собраны главные сокровища Российской империи.
После революции был образован общедоступный государственный музей. В 1930-е годы комиссия Гохрана по распоряжению правительства изъяла множество ценностей для продажи за рубежом. Сегодня музей по объему и ценности экспозиций может соперничать с лучшими музеями мира. В девяти залах размещено более 4000 экспонатов XII–XIX вв., от украшений до царских карет. С 1967 г. на первом этаже представлена постоянная выставка самоцветов и ювелирных изделий, имеющих особую художественную и историческую ценность – Алмазный фонд.
Алмазный фонд
Его коллекция начала собираться еще при Петре I, который указом 1719 г. выделил специальное помещение для хранения «принадлежащих государству вещей»: драгоценных государственных регалий и украшений, которые надевались членами императорской семьи по особым случаям. Экспонаты выставки поражают своей роскошью, красотой и астрономической ценностью. Здесь можно увидеть Большую и Малую императорские короны, орден Святого апостола Андрея Первозванного и другие ювелирные шедевры, а также легендарные самоцветы и самородки золота и платины.
Грановитая палата
Одно из старейших зданий Москвы построено в 1487-91 гг. по указу Ивана III. Его возвели для торжественных приемов и других церемоний при княжеском дворе. Его центральный зал был самым большим в Москве. Согласно проекту итальянских архитекторов Марко Фрязина и Пьетро Антонио Солари, восточный фасад облицевали способом, принятым в Италии эпохи Возрождения – огранёнными с четырёх сторон блоками из белого камня. От этих граней Грановитая палата получила свое название. В остальном здание построено в традициях русского зодчества: наружное открытое крыльцо с парадной лестницей, сени, высокая кровля.
Грановитая палата вплотную примыкает к Большому кремлевскому дворцу. В богато отделанных палехской росписью, каменной резьбой и позолотой внутренних покоях до сих пор проходят церемонии награждения, встречи высокого уровня и другие важные события.
Патриаршие палаты
Место для резиденции главы Русской церкви определил еще Иван Калита. По его указу в 1325 г. слева от Успенского собора был построен деревянный двор для первого поселившегося в Москве митрополита Петра. Позже его сменили каменные строения, которые неоднократно горели и разрушались. Основа нынешней архитектуры была заложена в середине XVII в. при патриархе Никоне. В те годы Патриаршие палаты не уступали роскошью царским (это стало одним из упреков в адрес Никона во время суда над ним).
Сегодня это двух-трехэтажное белокаменное здание, составляющее единый комплекс с церковью Двенадцати апостолов. Его архитектура гармонично вписывается в общий ансамбль Соборной площади. Внутри сохранились фрагменты настенной росписи и иконостас XVII в., мраморная печь XIX в. и другие раритеты. Работает музей прикладного искусства и быта России с подлинными экспонатами, среди которых личные вещи патриархов и светских правителей.
Исторические места Москвы
Среди интереснейших достопримечательностей Москвы – знаковые места, связанные с важнейшими историческими событиями и олицетворяющие целые эпохи
Китай-город
Название одного из древнейших районов Москвы никак не связано с Китаем. Великий посад сформировался под стенами Кремля как торговый район, расположенный у пристаней и сухопутных торговых путей. В 1394 г. для защиты разросшегося посада пришлось строить новые укрепления – ров и земляную насыпь, укрепленную вязками жердей. Такая вязка называлась «кита», от чего, возможно, и пошло название Китай-города.
В 1534 г. ров был обновлен, позже начато строительство каменной стены Китайгородская стена, примыкавшая к двум угловым башням Кремлевской стены, была возведена в 1538 г. Она века служила надежной защитой и была снесена только в 1934 г., сохранились только небольшие участки.
Китай-город всегда играл значительную роль в жизни столицы. С XVI в. здесь селилась знать, строительство Гостиного двора и Торговых рядов сделало его центром торговли. В советские времена здесь располагались партийно-государственные учреждения. Сегодня это административный и деловой центр.
Одна из основных улиц Китай-города – Никольская, проложенная в XIII в. Сегодня это популярное туристическое место, где исторические памятники стоят рядом с ресторанами и бутиками, постоянно проводятся выставки и фестивали.
Гостиный двор
Гостиными дворами на Руси называли постоялые дворы для отдыха иноземных купцов. В Москве он появился в начале XVI в., став центром московской торговли. Каменные строения были возведены в 1641 г., когда по указу царя Михаила Федоровича застроили целый квартал для купцов, обнеся его стенами. Он неоднократно отстраивался после пожаров и разрушений. Серьезные реставрационные работы прошли в 1990-х гг., после чего Гостиный двор все больше набирает популярность как один из ведущих торгово-выставочных центров Москвы.
Крутицкое подворье
Мужской монастырь был основан в XIII в. в селе Крутицы. К XVII в. на берегу Яузы был выстроен целый комплекс зданий: Успенский собор, Митрополичьи палаты и другие. После революции подворье было закрыто и разграблено, здания отдали под жилье. Его ценность как архитектурного памятника признали только после войны, были начаты реставрационные работы. С 1991 г. подворье, являющееся филиалом Исторического музея, передали РПЦ.
Реставрационные работы продолжаются до сих пор. Среди уникальных памятников архитектуры выделяется Крутицкий теремок, выстроенный в конце XVII в. Изящное кирпичное здание возведено поверх каменных ворот с двумя въездами. Фасад богато инкрустирован майоликовыми поливными изразцами в желто-сине-зеленых тонах.
Петровский путевой дворец
Путевой дворец для отдыха знатных путешественников был построен по приказу Екатерины II в 1780-х гг., на въезде в Москву со стороны Санкт-Петербурга. Поводом для строительства стало победное завершение Русско-турецкой войны 1768-1774 гг.
Уникальный архитектурный комплекс поражает своей красотой, выверенной гармонией, сочетанием традиций средневекового русского зодчества, неоготики, классицизма, барокко. Грандиозность огромного купола над ротондой подчеркивают многочисленные башни на фланговых крыльях и у ворот. Фасады украшены арками, портиками, фигурными колоннами и другим декором. Очень умело использовано сочетание цветов: белый декор стен из красного кирпича, купол из белой жести, детали под позолоту. Внутренние интерьеры богато украсили лепниной и росписью.
В 1812 г. дворец был разорен солдатами Наполеона. В 1826 г. по поручению Николая I началось его восстановление, и он вновь стал одним из красивейших дворцов Москвы. После революции его передавали от одного ведомства другому, что значительно ухудшило его состояние., большинство интерьеров было безвозвратно утрачено.
Десятилетняя реставрация, закончившаяся в 2009 г., восстановила величественный облик дворца. Сегодня здесь размещается Дом приемов мэрии Москвы, работает отель, есть музейно-выставочная зона. Дворцовые залы можно арендовать для проведения различных мероприятий.
Патриаршие пруды
До XVII в. здесь были болота. В начале века неподалеку обустроили Патриаршую слободу – резиденцию Московского патриарха. В 1638 г. болота осушили и вырыли три пруда для разведения рыбы к столу владыки. После отмены патриаршества Петром I пруды забросили, а после пожара 1812 г. засыпали, оставив только один Патриарший.
Сегодня на месте слободы вырос жилой район. Вокруг пруда устроен уютный сквер с пешеходной аллеей, зимой здесь устраивают каток. А знаменитость Патриарший пруд получил благодаря роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Бульварное кольцо
Кроме Кремлевской и Китайгородской крепостных стен, в истории Москвы была еще одна – стена Белого города. Белым городом назывался район вне Китай-города и Кремля, который начал застраиваться в XIV в. Здесь располагался великокняжеский загородный двор, усадьбы бояр и других государевых людей, при Иване Грозном жили опричники. К началу XVIII в. необходимость в защитной Белгородской стене исчезла, и в правление Екатерины II ее решили снести. На освободившемся месте высаживали деревья, которые и образовали подковообразную зону бульваров.
Современная прогулочная зона вокруг исторического центра включает 10 бульваров и 13 площадей, она признана памятником садово-паркового искусства. 9 километров от Гоголевского до Яузского бульвара известны не только парками, но и памятниками и другими достопримечательностями.
Воробьевы горы
Так называют высокий правый берег Москвы-реки на юго-западе столицы, который входит в «семь московских холмов». Здесь некогда было родовое поместье Воробьевых – очень древнего боярского рода. С конца XIX в. Воробьевы горы стали любимым местом для народных гуляний и загородного отдыха москвичей.
Это одно из красивейших мест мегаполиса, с покрытой лесопарком возвышенности открывается великолепная панорама города. Смотровая площадка Воробьевых гор (80 м над рекой) – одна из самых знаковых достопримечательностей Москвы, наряду с Кремлем и Красной площадью.
Воробьевы горы входят в состав парка Горького. Здесь обустроены горнолыжные трамплины, канатная дорога, пешеходные тропы. Главная достопримечательность – здание МГУ.
Сталинские высотки
Один из самых ярких символов советской эпохи – сталинские высотки. Это название объединяет семь многоэтажных зданий в стиле сталинского ампира – строгая симметрия, острый шпиль со звездой, барельефы, бронза, мрамор. Их возвели после ВОВ как символ восстановления страны. В них входят:
- Жилой дом на Котельнической набережной (построен в 1952 г.). Он стал первой из высоток. Высота 176 м, 32 этажа. Непривычная роскошь фасада и полностью отделанных и меблированных квартир поразила москвичей. Списки жильцов самого престижного дома СССР утверждал лично Сталин.
- Административно-жилое здание (1952 г., площадь Красных ворот). 138 м, 32 этажа. В центральном корпусе разместилось Министерство транспортного строительства, два боковых корпуса – жилые. От других высоток отличается сдержанностью внешней отделки, но при этом было очень технологично: кондиционирование, встроенные холодильники и прочее. В здании расположена станция метро «Красные ворота».
- Главный корпус МГУ (1953 г., Воробьевы горы). Самое высокое (240 м, 36 этажей) из семи зданий, до 2003 г. было самым высоким в Москве.
- Здание МИД (1953 г., Смоленская-Сенная площадь). 172 м, 27 этажей. Единственная из высоток без звезды на шпиле, но на фасаде закреплен огромный герб СССР.
- Жилой дом на Кудринской площади (1954 г.). 156 м, 24 этажа. Еще один престижный дом для избранных с богатой отделкой вестибюлей, лифтами и другими признаками роскоши.
- Гостиница «Ленинградская» (1954 г., Комсомольская площадь). Это самая маленькая из высоток – 136 м, 21 этаж. Отличается оформлением с элементами средневекового русского зодчества: бело-красно-золотистый фасад, похожая на древние башни Кремля центральная секция, вход в стиле русского терема и прочее. Внутренние интерьеры напоминают дворцовые и церковные. Сегодня это Hilton Moscow Leningradskaya.
- Гостиница «Украина» (построена последней, в 1957 г., Кутузовский проспект). Вторая по высоте – 206 м, 34 этажа. В 2005 г. ее выкупила компания «Рэдиссон». После масштабной реконструкции, сохранившей стиль и аутентичность, гостиница открылась под названием Radisson Royal Hotel Moscow.
Старый Арбат
Самая известная улица Москвы, ставшая пешеходной в 1986 г. Она идет от Арбатских ворот к Смоленской площади. Первые упоминания о ней относятся к XVI в. Некогда здесь располагались дворцовые и стрелецкие слободы, а к началу XVIII в. это была одна из самых аристократических московских улиц. Он был застроен особняками самых известных родов: Толстых, Голицыных, Трубецких и других. К концу XIX в. стали появляться дома разночинной интеллигенции, здесь жили или бывали самые знаменитые люди России – А.С. Пушкин, Л. Толстой, С. Рахманинов, А. Скрябин, С. Есенин, С. Эйзенштейн и многие другие.
Сегодня это туристическая улица с особой атмосферой. Здесь находится знаменитый театр Вахтангова, множество исторических и культурных достопримечательностей, а также кафе и разнообразные развлечения для туристов.
Московские храмы и монастыри
В 1325 г. по приглашению князя Ивана Калиты митрополит Петр перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. С этого времени Москва становится центром русского православия. Православные храмы и монастыри – важная часть культурного и исторического наследия столицы. С ними мирно соседствуют храмы других религий.
Храм Христа Спасителя
У храма очень непростая история. Решение о его строительстве принял Александр I – в ознаменование победы над Наполеоном в 1812 г. Храм заложили на Воробьевых горах в октябре 1817 г., в пятилетнюю годовщину освобождения Москвы. Затраты на строительство были колоссальными, но за семь лет не был завершен даже нулевой цикл.
В 1825 г. взошедший на престол Николай I остановил долгострой, к тому же место было признано неудачным из-за ненадежной почвы. Император назначил нового архитектора К. Тона и выбрал новое место на Волхонке. В 1832 г. был одобрен новый проект храма в русско-византийском стиле. Укладывать фундамент начали в 1837 г., в 1839 прошла церемония торжественной закладки, и только 7 июня 1883 г. величественный собор был освящен, уже при императоре Александре III.
Художник Верещагин В. отмечал схожесть храма с Тадж-Махалом. Грандиозное пятиглавое здание восхищало красотой и богатством отделки. Строго симметричный фасад украсили каменной резьбой, двумя рядами рельефной отделки и мраморными скульптурами. Внутренние стены покрыли росписью, в коридоре их отделали мраморными плитами с памятными надписями о сражениях и погибших воинах. Из белого мрамора был выполнен главный четырехъярусный иконостас в виде часовни с позолоченным шатром. Широко использовались мозаика и бронза.
Это великолепие было уничтожено в 1931 г. Отлично сохранившийся величественный храм был варварски уничтожен, чтобы на его месте возвести Дворец Советов. Снятая с него облицовка была хозяйственно использована для отделки метрополитена. Стройка началась в 1935 г., была прервана войной, а в 1960 г. на фундаменте незаконченного Дворца был выстроен открытый бассейн «Москва».
Идея восстановления храма возникла в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси, получив народную поддержку. Начался сбор пожертвований. Бюджетные средства не использовались, но для фонда были установлены налоговые льготы. Решение о восстановлении храма было принято мэрией Москвы в 1994 г., 31 декабря 1999 г. новый храм Христа Спасителя был открыт. Строительство сопровождалось многочисленными скандалами, связанными с коррупцией, а также с отходом Зураба Церетели, руководившего строительством, от исторического облика храма.
Сегодня это главный и самый большой православный храм России. Он максимально копирует своего предшественника и не уступает ему в роскоши – так, во внутренних интерьерах 9000 м2 покрыты сусальным золотом. В составе комплекса Верхний и Нижний храмы и Стилобатная часть с храмовым музеем. Из современных строений – двухуровневая подземная парковка и смотровая площадка.
Новодевичий женский монастырь
Один из старейших и красивейших монастырей Москвы основан в 1524 г. по указу великого князя Василия III. Постройка связана со взятием Смоленска. После нескольких неудачных попыток захватить город, князь в 1514 г. перед очередной осадой дал обет – в случае удачи «поставлю в Москве на посаде девичь монастырь». Смоленск сдался, и обет был выполнен.
Монастырь основали в честь главной святыни Смоленска – Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Свое название он получил для отличия от уже существовавшего Стародевичьего (Зачатьевского) монастыря. Вскоре за ним закрепился статус придворной обители, куда отправлялись на постриг, не всегда добровольный, женщины царской семьи и других знатных родов.
Архитектурный ансамбль из 14 зданий XVI-XVII вв., в стиле московского барокко, отличается удивительной сохранностью строений и внутренней отделки. Территория обнесена мощной крепостной стеной с зубцами и башнями. Сегодня здесь проводятся службы, но вместе с тем монастырь является музеем, памятником древнерусского зодчества.
Отдельной достопримечательностью является Новодевичье кладбище, примыкающее к южной стене монастыря. Первоначально здесь хоронили монахинь, но затем оно стало престижным местом захоронения представителей самых знатных семей царской России, а затем видных деятелей СССР. Здесь покоятся Н. Гоголь, И. Левитан, братья Третьяковы, Ф. Шаляпин, К. Станиславский и другие знаменитости.
Донской мужской монастырь
Донской монастырь был основан в 1591 г. по указу царя Федора Иоанновича, в ознаменование победы русского войска над войском крымского хана Газы-Гирея. Согласно преданию, избавить столицу от хана помогла Донская икона Богоматери, написанная в XIV в. Феофаном Греком. С ней был совершен крестный ход вокруг города, а затем ее разместили в войсковом лагере, в походной церкви Сергия Радонежского.
На месте походной церкви и был выстроен первый из храмов монастыря – одноглавый собор Донской иконы Божией матери (Малый собор). Как и все монастыри в те времена, он строился как укрепление, став завершением оборонительной линии перед Москвой. В Смуту собор разграбили, но затем он был восстановлен.
В последующие века монастырь разрастался, появлялись новые строения. В здешнем некрополе хоронили самых знатных и известных людей России. Архитектурный комплекс сформировался к концу XVIII в. Обитель была разграблена войсками Наполеона, но вновь была восстановлена. В XIX в. это был один из самых богатых и статусных монастырей России.
После революции монастырь был закрыт, но на его базе организовывались сменявшие друг друга музеи. Это позволило сохранить его облик. В 1990-х гг. монастырь был возвращен РПЦ, возобновились богослужения и монашеская жизнь. Здания были отреставрированы. Сегодня в комплекс входит 12 храмов, от древнейшего Малого собора до церкви в честь князя Александра Невского, построенной в 2006 г. Главное здание монастыря и архитектурная доминанта комплекса – Большой собор 1698 г., с пятью позолоченными куполами и восьмиярусным иконостасом. В нем находится Донская икона Богоматери.
Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
Крупнейший из католических храмов России строили с 1901 г. по 1911 г. Это великолепное здание в неоготическом стиле, с многочисленными изящными башенками-шпилями, арками, стрельчатыми окнами, витражами. При советской власти в национализированном здании устроили общежитие, после войны в него вселился НИИ «Мосспецпромпроект». С 1989 г. католическая церковь начала добиваться возвращения храма, но НИИ категорически не хотел съезжать, не помогло даже решение мэра Москвы Ю. Лужкова. Только обращение к президенту Б. Ельцину в 1995 г. помогло вернуть храм. Реконструкция вернула собору величественный облик, хотя и несколько отличающийся от первоначального. С 1999 г. здесь проводятся богослужения, проходят концерты органной музыки.
Соборная мечеть
Мечеть в Мещанском районе Москвы была построена в 1904 г., и не прерывала свою работу даже при советской власти. На ее территории в разные периоды работали религиозное училище, татарская школа, исламский колледж и университет. Здесь располагается Совет муфтиев России и резиденция муфтия.
В 2005 г. было принято решение о глобальной реконструкции старого здания. В 2015 г. состоялось открытие Соборной мечети, одной из крупнейших в России. Это монументальное шестиэтажное здание в неовизантийском стиле. Позолоченные и бирюзовые купола и минареты украшены шпилями с исламскими полумесяцами. Фасад отделан мрамором, внутренние интерьеры расписаны татарскими орнаментами и цитатами из Корана.
Московские музеи
В столице функционирует около 400 музеев, по их количеству Москва является одним из мировых лидеров. Описать или хотя бы перечислить их в объемах статьи невозможно.
Государственная Третьяковская галерея
Один из самых знаменитых музеев столицы носит имя своих создателей – братьев Третьяковых. Успешные предприниматели, они занимались благотворительностью и серьезно интересовались живописью. Они хорошо разбирались в искусстве и умели выбирать по-настоящему талантливые работы. Старший брат Павел увлекался русскими художниками, младший Сергей собирал полотна западноевропейских мастеров.
Датой основания музея принято считать 1856 г., сохранивший первое документальное подтверждение покупки картин. В 1867 г. братья-меценаты открыли в своей усадьбе художественную галерею, в которой было около 2 тысяч произведений искусства. Музейная коллекция постоянно расширялась, Третьяковы заказывали картины у известных художников и разыскивали малоизвестные таланты. В 1892 г. собрание произведений живописи, скульптуры и графики было передано в дар Москве.
Первоначально галерея располагалась в особняке Третьяковых, но по мере ее расширения потребовалось отдельное помещение. В 1874 г. вплотную к особняку было пристроено двухэтажное здание с залами для картин и отдельным входом для посетителей. Затем последовало еще несколько пристроек, в 1902-1904 гг. их объединили общим фасадом, стилизованным под древнерусский терем.
После революции Третьяковскую галерею пополнили картины из конфискованных частных коллекций. Правительственным решением она приобрела статус главного художественного центра страны, каковым остается до сегодняшнего дня. Коллекция продолжает пополняться (около 200 тыс. экспонатов), ведется научная и активная выставочная деятельность. В 1983 г. было построено здание на Крымском валу – Новая Третьяковка, в 1989 г. пристроен Инженерный корпус, а весной 2024 г. закончено строительство современного корпуса на Кадашевской набережной.
Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Один из старейших музеев России был открыт по инициативе профессора МГУ В.И. Цветаева, который в 1898 г. представил свой проект «Музея изящных искусств» императору Николаю II и получил его поддержку. Для размещения экспозиций было построено здание в неоклассическом стиле, напоминающее античный храм с ионической колоннадой. Стеклянный свод позволял освещать экспонаты естественным светом. Залы создавались под экспозиции определенных эпох: античность, Древний Египет, итальянское Возрождение и другие.
В оформлении внутренних интерьеров и сборе экспонатов Цветаеву помогали известные деятели русской культуры. Музей открылся в 1912 г. В его экспозициях были представлены как подлинные памятники искусства разных стран и эпох, так и копии шедевров мировой скульптуры и других предметов искусства. Музей пользовался огромной популярностью, но простолюдинам вход был закрыт.
После революции музей был заброшен, но уже в 1920 г. прошла первая выставка. Вскоре он вернул статус одного из главных культурных учреждений Москвы, что спасло его от запустения. Имя А.С. Пушкина было присвоено в 1937 г., в 100-летие со дня гибели поэта.
Сегодня это один из известнейших и посещаемых музеев мира, в котором проходят выставки шедевров мирового искусства из разных стран. В экспозициях самого музея представлено около 700 тысяч экспонатов, среди которых множество уникальных и бесценных раритетов. Это копии античных статуй, живописные полотна, археологические находки разных стран и эпох.
Государственный Дарвиновский музей
Этот музей, основанный в 1907 г., вырос из коллекции чучел редких животных, собранных биологом А. Котсом. Котс преподавал теорию дарвинизма на Высших женских курсах, и перенес свою коллекцию в аудиторию в учебных целях. Постепенно она расширялась, ученый привозил новые экспонаты из разных стран, закупая их за свой счет.
После революции музей удалось сохранить, он был национализирован и продолжил расширяться. Сегодня он стал ведущим в Ассоциации естественнонаучных музеев РФ, его коллекция насчитывает более 400 тысяч экспонатов и является одной из крупнейших в Европе. Музей занимает два корпуса, соединенных подземным переходом. Экспозиции посвящены процессам эволюции, разнообразию фауны, загадкам природы. В выставочных залах широко используются компьютерные технологии – мультимедийные модели, технологии дополненной реальности, цифровой планетарий и прочее.
Музей-панорама «Бородинская битва»
Здание военно-исторического музея, посвященного событиям войны с Наполеоном, не случайно построено на Кутузовском проспекте – это территория бывших Филей, где проходил Военный совет. Кроме панорамы Бородинского сражения, здесь собрано около 40 тыс. экспонатов, рассказывающих о том времени – картины, книги, оружие, обмундирование.
Панораму Бородинского сражения Франц Рубо написал в 1911-1912 гг., по заказу императорского двора. Полотно размером 15х115 м создавалось к 100-летию битвы и было завершено к маю 1912 г. Специально для демонстрации картины и предметного плана на Чистых прудах был выстроен временный деревянный павильон. Панорама была открыта в последние дни лета 1912 г. и простояла до 1918 г., когда павильон разобрали, а полотно свернули и хранили в подвалах и на складах.
Только после ВОВ была предпринята попытка ее вернуть. Картина сильно пострадала из-за протекающей крыши и небрежного обращения, сгнило больше половины. Реставрация длилась 1,5 года, после чего восстановленное полотно вновь отправили на хранение, так как выставлять его было негде.
Только в 1962 г., к 150-летию победы над Наполеоном, было построено здание музея на Кутузовском проспекте, и грандиозная картина Рубо заняла достойное место. Огромное, потрясающе реалистичное полотно расположено по кругу. Реалистичность усиливается предметным планом и освещением, посетители словно попадают в саму битву при Бородино.
Московские театры
Москву не зря называют театральной столицей, в ней работает около 250 театров. Некоторые из них известны на весь мир.
Государственный академический Большой театр
Главный театр России начинался в 1776 г. с частной театральной группы князя Петра Урусова, получившего соизволение Екатерины II на представления. Труппа начинала с драматических представлений, но затем сцену отдали опере и балету. В 1794 г. театр из частного стал казенным, войдя в московскую труппу императорских театров.
Здание театра трижды горело. Нынешнее здание стало результатом восстановления после пожара 1853 г. Его восстанавливали три года. Была сохранена прежняя планировка, но оформление фасадов изменено в стиле ранней эклектики. Тогда же над входом появилась бронзовая квадрига авторства знаменитого Петра Клодта. Были восстановлены роскошные интерьеры, включая знаменитый парчовый занавес.
К концу XIX в. большой театр был одним из мировых центров оперы и балета. После революции судьба театра вызвала споры, но все же его закрытие было признано нецелесообразным. Труппа театра продолжала работать во время революций и войн.
Сегодня это один из самых известных театров мира. С его сценой связаны имена звезд мирового уровня, среди которых В. Шаляпин, Е. Образцова, С. Лемешев, Ю. Григорович, М. Плисецкая и многие другие. В 2011-2015 гг. прошла масштабная реконструкция, после которой внутренние интерьеры поражают роскошным декором.
Театр «Современник»
Он был создан в 1956 г. молодыми и талантливыми выпускниками Школы-студии МХАТ, ставшими впоследствии звездами российской сцены и кино – О. Ефремовым, Г. Волчек, Е. Евстигнеевым, О. Табаковым и другими. Это было время «оттепели», и молодые актеры, отказавшиеся от академического стиля, привлекли массового зрителя. Театр сразу стал ярким событием в театральной жизни столицы. В его существовании были сложные периоды, но труппа сумела сохранить театр и сделать его одним из самых известных в мире.
Первое помещение театр получил только в 1961 г., до этого труппа репетировала по договору на площадках МХАТа, а выступала в клубах, ДК, на сцене других театров. В 1961 г. труппа заняла освободившееся, подлежащее сносу здание театра Эстрады на площади Маяковского, а в 1974 г. переехала по своему нынешнему адресу на Чистопрудный бульвар, заняв переделанное помещение кинотеатра «Колизей». Соседний дом отдали театру под административный корпус. В 2003 г. здесь был построен восьмиэтажный комплекс – «Другая сцена».
Музеи-усадьбы
Отдельное место среди достопримечательностей столицы занимают историко-архитектурные и природно-ландшафтные музеи-усадьбы. Музеи-заповедники под открытым небом привлекают сочетанием природной и рукотворной красоты.
Коломенское
С XIV в. летней резиденцией московского князя служило село Коломенское. Здесь сохранилась церковь Вознесения Господня, построенная в 1532 г. по приказу Василия III в честь рождения сына Ивана, впоследствии Грозного. В начале XVII в., при царе Алексее Михайловиче, здесь был возведен комплекс Государева двора – с многоярусными воротами, дворцом, теремами, церковью Казанской богоматери и другими постройками. В последующем любимая царская резиденция застраивалась и расширялась.
Сегодня здесь можно увидеть музей деревянного зодчества, восстановленный царский дворец, домик Петра I (император бывал здесь в детстве).
Царицыно
Некогда здесь было село Богородское, вотчина Годуновых. В дальнейшем село меняло название и хозяев, пока в 1712 г. Петр I не пожаловал его молдавскому князю Дмитрию Кантемиру. Кантемир построил здесь дворец и храм, разбил парк и фруктовые сады. Поместье приобрело настолько ухоженный вид, что очарованная его красотой Екатерина II выкупила поместье у князя. По ее приказу началось строительство загородной резиденции под руководством выдающихся архитекторов – Баженова и Казакова.
Царицынский архитектурный ансамбль – это уникальный образец русской готики с элементами классики. Вокруг него разбит пейзажный парк с прудами, один из первых в Москве. Дворцово-парковый ансамбль, занимающий 700 га, поражает красотой и гармонией. Здесь проводятся литературные и музыкальные вечера и концерты.
Кусково
Село Кусково упоминается в документах XVI в. как родовая вотчина Шереметевых. Обширная усадьба с парком, прудами, каскадными фонтанами и дворцом на берегу пруда была обустроена в 1750-1770-х гг. Дворец в стиле неоклассицизма отлично сохранился до наших дней, включая элементы внутренних интерьеров: печи, камины, зеркала, резной декор и другие. Парковую зону украшают многочисленные старинные статуи, павильоны и другие строения. Здесь работает уникальный музей керамики, чья коллекция включает экспонаты от античности до современности и является одной из крупнейших в мире.
Московские парки
Москва – одна из самых зеленых столиц мира. Зеленые насаждения занимают около половины ее площади. Москвичи и гости столицы очень любят благоустроенные, ухоженные парки, позволяющие насладиться природой, не выезжая за пределы города.
Парк «Сокольники»
Он занимает около 500 га на северо-востоке столицы. Некогда здесь был дремучий лес, по мере роста города распавшийся на рощи, в том числе Сокольничью. В 1840-х гг. ее облагородили – проложили аллеи, высадили кустарники и цветы. А в 1878 г. здесь был обустроен парк для народных гуляний с музыкой по праздникам, катанием на лодках и другими развлечениями.
Старейший в Москве парк, кроме благоустройства, радует посетителей развитой инфраструктурой развлечений. Детей и взрослых ожидают разнообразные аттракционы, очень много спортивных площадок, есть прокат инвентаря. Работают фуд-корты и кафе, есть бесплатный Wi-Fi.
Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького
ЦПКиО был основан в 1928 г. в живописном месте на берегу Москвы-реки, как образцово-показательное место отдыха для граждан СССР. Территория вдоль Москва-реки от Нескучного сада до Воробьевых гор была обустроена аллеями, площадями, клумбами, газонами. На ней были организованы танцевальные и спортивные площадки, кинотеатр, театр, Детский городок, ясли, кафе, читальня и другие развлечения. Уже в день открытия парк посетили не меньше 100 тыс. человек.
ЦПКиО расширялся и благоустраивался, став самым посещаемым парком Москвы. Он работал даже в годы ВОВ. В 2011 г. начата масштабная реконструкция, рассчитанная на несколько лет. Здесь множество развлечений: аттракционы, разнообразные спортивные объекты, катание на лодках и многое другое. Парк разделен на четыре зоны:
- Партер – главная часть, на которой проходят праздничные концерты и фестивали, а зимой заливают каток;
- Нескучный сад – памятник садово-паркового искусства; историческая часть парка, основанная князем Трубецким в 1728 г.;
- Воробьевы горы – легендарная смотровая площадка, место для неформальных встреч от художественных пленэров до байкерских тусовок;
- Парк искусств «Музеон» – рядом с Третьяковкой под открытым небом устроена галерея скульптур, от социалистического реализма до современного авангарда.
Парк «Зарядье»
Уникальное место отдыха, открытое в 2017 г. на месте снесенной гостиницы «Россия». Общественное пространство, созданное коллективом московских и американских урбанистов, отмечено несколькими престижными наградами, и единственное из российских развлекательных мест попало в список лучших мест для отдыха журнала Time. На площади 13 га воссозданы четыре природные зоны России: тундра, степь, лес, болото. В оригинальных павильонах расположены экспозиции, информационный центр, кафе, сувенирные лавки и другие заведения. Самое большое здание парка – филармония, высокотехнологичный концертный зал из стекла и металла. Ещё одна интересная достопримечательность – нависающая над рекой панорамная смотровая площадка «Парящий мост».
Парк Победы на Поклонной горе
Мемориальный комплекс был открыт 9 Мая 1995 г., ознаменовав 50-летие Победы в ВОВ. Площадь парка – 135 га. В мемориальный комплекс входят:
- Монумент Победы – обелиск высотой 141,8 м, с фигурой богини победы Ники и статуей святого Георгия Победоносца;
- Вечный огонь;
- Музей Победы – хранит около 50 тыс. экспонатов, связанных с ВОВ, среди которых Знамя Победы, водруженное над рейхстагом;
- Памятник защитникам земли Российской – фигуры древнерусского богатыря, солдата 1812 года и воина ВОВ;
- Храм Георгия Победоносца;
- Мемориальная мечеть;
- Мемориальная синагога и музей Холокоста;
- Памятник без вести пропавшим солдатам без могил и другие памятные композиции.
Достопримечательности советской эпохи
В Москве немало знаковых сооружений периода СССР, которые стали настоящими достижениями советского народа.
Выставка достижений народного хозяйства
ВДНХ была открыта в 1939 г. Это претенциозный проект, задачей которого была демонстрация выдающихся успехов социализма. Строения ВДНХ отличались монументальностью и пышностью. Символом стала скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница». У каждой из союзных республик был свой павильон, стоящий на площади Колхозов, вокруг фонтана «Дружба народов СССР». Общее количество строений достигало 250.
Выставка пользовалась огромной популярностью. На время войны она закрылась, но позже восстановила работу. Серьезный упадок ожидал выставочный комплекс после распада СССР. Но в 2013 г. началась масштабная реконструкция, и сегодня это современное культурное, познавательное и развлекательное пространство, очень популярное у жителей и гостей столицы. Территория в 325 га разделена на зоны:
- Центральная аллея с «Музейным городом»;
- ландшафтный парк;
- сектор аттракционов;
- образовательный сектор «Парк знаний»;
- парк ремесел;
- ЭКСПО;
- парк «Останкино».
ВДНХ ежегодно посещают миллионы человек из разных стран и регионов РФ. Здесь можно найти развлечения на любой вкус – от высокоинтеллектуальных занятий до антистрессового аттракциона «Бей посуду».
Центр океанографии и морской биологии «Москвариум»
Одна из достопримечательностей ВДНХ достойна отдельного рассказа. Океанариум «Москвариум» был открыт в 2015 г. Это современное высокотехнологичное здание площадью 53 тысячи м2, разделенное на три зоны:
- 80 огромных аквариумов, в которых с комфортом размещены около 12 тысяч морских обитателей, более 600 видов;
- зал для водного шоу – может вместить 2300 зрителей;
- бассейны дли плавания с дельфинами.
Помимо развлекательных функций, Центр океанографии проводит серьезные научные исследования по изучению морской флоры и фауны.
Московский метрополитен имени В.И. Ленина
Первая линия московского метро, «Сокольническая», была запущена 15 мая 1935 г. Это был маршрут на 13 станций, длиной 11,2 км. Сегодня работает 14 линий и 263 станции. По основным показателям (протяженность, интенсивность, темпы строительства и прочие) метро Москвы относится к мировым лидерам.
Иностранные гости единодушно отмечают красоту и роскошь отделки станций, напоминающих дворцовые интерьеры. Более 40 станций признаны памятниками культурного наследия – «Маяковская», «Комсомольская», «Киевская» и другие.
Останкинская телебашня
Одна из знаковых достопримечательностей Москвы с момента сооружения стала визитной карточкой столицы, наравне с Кремлем. Сооружение высотой 540,1 м является самым высоким в России и Европе, а до 1975 г. было самым высоким в мире.
Строительство легендарной телевышки началось летом 1960 г. Сдачу первой очереди приурочили к 50-ти летию Октябрьской революции, в ноябре 1967 г. К декабрю 1968 г. достроили вторую очередь, а в 1969 г. открылись смотровая площадка и ресторан. Ажурная башня – пример инженерного таланта и оригинального мышления своих создателей. Ее конструкция уникальна по многим параметрам. Например, у башни практически нет фундамента, она сохраняет устойчивость за счет массивного основания.
Сегодня на Останкинской телебашне обустроены открытая и закрытая смотровые площадки., трехуровневый вращающийся ресторан «Седьмое небо», музей развития телевидения.
Московский планетарий
Планетарий был построен в 1927-1929 гг. На тот момент это стало технологическим прорывом, так как проекционные аппараты были новейшим мировым изобретением. Оборудование заказали в Германии, а проект здания с куполом разработали молодые русские архитекторы. Московский планетарий, открытый в ноябре 1929 г., стал первым в стране и тринадцатым в мире. Здесь работали школьные кружки, читались лекции, проводились выставки. Отдельным направлением стала подготовка летного состава для полярной авиации и тренировка космонавтов.
В 1994 г. из-за аварийного состояния планетарий был закрыт. В 2002 г. началась масштабная реконструкция, и в 2011 г. он возобновил свою работу. Сегодня это современный многофункциональный комплекс, образовательный и развлекательный, с инновационным оборудованием. В нем работают Большой и Малый Звездные залы, астрономическая площадка, интереснейшие интерактивные музеи, 4D-кинотеатр. Планетарий пользуется популярностью у посетителей.
Московский зоопарк
Старейший зоопарк России начал работу в 1864 г. В экспозиции Московского зоологического сада, для пополнения которой был выкуплен петербургский зверинец, было представлено 57 видов млекопитающих и 53 вида птиц. Во второй половине 1860-х гг. зоосад получил даже слона, который был подарен императором Александром II.
В революцию звери уцелели только благодаря самоотверженности сотрудников. К счастью, в 1919 г. зоосад был национализирован и включен в городской бюджет. В 1924 г. была передана новая территория, на ней построили обезьянник и павильон «Полярный мир». После расширения зоосад был переименован в зоопарк.
В 1990 г. началась масштабная реконструкция обветшавшего зоопарка, следующая прошла в 2013-2014 гг., к 150-ти летнему юбилею. Сегодня на площади в 21 га в отличных условиях, приближенных к естественным, живут 1267 видов животных. Работает Оранжерея, где произрастает более сотни видов экзотической фауны. Есть Детский зоопарк с контактной площадкой.
Московский международный деловой центр «Москва-Сити»
Строительство бизнес-квартала международного образца на Пресненской набережной началось в 1996 г., в 2001 г. здесь вырос первый из небоскребов «Башня 2000». Затем были построены следующие высотные здания: «Империя», «Эволюция», «Башня на набережной», «Город столиц», «Евразия» и другие. Смелые и неординарные архитектурные решения придают району фантастический облик, превращая его в интереснейший туристический объект. Строительство продолжается.
В этом ультрасовременном и супер-комфортном комплексе соединены элитные жилые апартаменты, зоны деловой активности, офисные помещения, торговые центры, рестораны, площадки для отдыха.
Измайловский Кремль
Один из самых необычных культурно-развлекательных комплексов Москвы был построен на территории усадьбы Измайлово в 1998-2007 гг. Деревянные строения, яркостью красок напоминающие лубочную игрушку, спроектированы в традициях русского зодчества XVI-XVII вв., при постройке использовались чертежи княжеской резиденции. Есть действующий храм Святителя Николая, Дворец бракосочетаний, отель «Сказка». Здесь работают необычные музеи –миниатюр, шоколада, русской игрушки, анимации, «Дедушкин чердак», «Кукольный переулок» и другие.
Приглашает «Водоходъ»
Если вы грезите о новых путешествиях и ярких впечатлениях, но при этом не готовы отказаться от бытового комфорта, выбирайте круизы на роскошном теплоходе компании «Водоходъ». В нашем расписании представлен большой выбор речных круизов с посещением Москвы. Вы сможете своими глазами увидеть интереснейшие достопримечательности столицы, а после насыщенного впечатлениями дня вернуться в комфортабельную каюту плавучего отеля, к ресторанному меню и безупречному сервису. А еще туры с речного вокзала Москвы на теплоходе набирают с каждым годом всю большую популярность. Мечтаете увидеть Москву? Мечты должны сбываться!