
Как Константин Маковский создавал грандиозную картину
Дом Сироткина сам по себе — произведение искусства. А с 1934 года здесь располагается Нижегородский художественный музей. Целый зал посвящён единственной картине, неразрывно связанной с историей Нижнего Новгорода — «Воззванию Минина» Константина Маковского. Площадь грандиозного полотна — 42 квадратных метра! Это самое большое в России произведение на историческую тему.
Почему художник обратился к теме народного ополчения? И как картина уехала и вернулась в Нижний Новгород? Расскажем в этой статье.
Но вначале немного поговорим о Дмитрии Васильевиче Сироткине — купце первой гильдии, владельце пароходного товарищества и крупной пароходной компании «Волга». Кроме того, Сироткин некоторое время занимал пост главы города. К началу XX века Дмитрий Васильевич, рождённый в простой крестьянской семье, стал одним из самых богатых людей Нижнего Новгорода.
«Построить жилой дом, в котором потом мог бы разместиться музей», — именно такой особняк для своей семьи задумал Дмитрий Сироткин.
Фигура Дмитрия Васильевича Сироткина противоречива. Многие говорили, что на первом месте у него всегда были собственные дела, а процветание родного города его мало интересовало. А Максим Горький, близко знавший судопромышленника, описывал его так: «Умница и честолюбец, бойкий, широкий человек».
«Построить жилой дом, в котором потом мог бы разместиться музей», — именно такой особняк для своей семьи задумал Дмитрий Сироткин. С расположением всё быстро стало понятно: самые красивые дома тогда строили на Верхне-Волжской набережной.
Воплотить необычный проект и построить дом с перспективой на музейное пространство предстояло братьям-архитекторам Леониду, Виктору и Александру Весниным. Особняк стал их первой самостоятельной работой. В итоге дом купца Сироткина стал началом эпохи становления новых стилей и направлений в архитектуре начала ХХ века.
Итак, в 1916 году на набережной волжского откоса появляется двухэтажный дом в стиле неоклассицизма. Сравнительно небольшая по размерам городская усадьба имела изысканный облик. Архитекторам Весниным удалось построить здание, которое по планировке, системе освещения, вентиляции и другим параметрам одновременно подходило и для жилого дома, и для музея.
Но надолго Дмитрий Васильевич в своём новом доме не задержался. Приближался 1917 год — время революции. В конце 1919 года Сироткин вынужден был уехать за границу. Его следы теряются в Югославии. Рассказывают, что в эмиграции он как-то поинтересовался судьбой своего дома и, узнав, что в нём разместился музей, остался очень доволен.
После революции усадьба Дмитрия Сироткина действительно стала филиалом Нижегородского государственного художественного музея. В наши дни здесь представлено собрание западноевропейского искусства. В отдельной комнате находится экспозиция одной картины — «Воззвание Минина» Константина Маковского, жемчужина коллекции музея. Художник ярко и достоверно изобразил многолюдную сцену сбора пожертвований на ополчение, спасшее в 1612 году страну от иноземных захватчиков.
Сюжет картины отсылает к событиям Смутного времени. Это произведение можно назвать памятником великому подвигу жителей Нижнего Новгорода — народному ополчению, одним из предводителей которого был нижегородский посадский староста Кузьма Минин.
Грандиозное историческое полотно «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» (так звучит полное авторское название) впервые было представлено на суд зрителей в 1896 году во время нижегородской XVI Всероссийской художественной и торгово-промышленной выставки. Картина располагалась в отдельном павильоне. Для создания атмосферы перед ней Маковский положил некоторые предметы быта XVII века из своей коллекции.
Специалисты отмечают три доподлинно известных исторических эпизода, которые отражены в картине. Во-первых, это воззвание самого Минина, он явно выделяется среди других персонажей. Второй эпизод — крестный ход от храма Иоанна Предтечи с иконой Казанской божьей матери. Третий — сцена с чтением грамоты, присланной в Нижний Новгород.
В отличие от других художников, обращавшихся к этому эпизоду истории, Константин Маковский размещает сцену воззвания Минина не на площади, а на склоне холма. Это позволило показать движение, отдельных персонажей, детали исторического пейзажа, а также придать композиции убедительность и историческую достоверность.
Константин Маковский сразу задумал, что полотно будет большим, чтобы отразить значимость события. Размеры картины — 698×594 см. Непосредственно процесс её создания занял около 6 лет. Но в целом над своим творением художник работал больше 20 лет, включая сбор материалов. За это время он не раз посещал Нижний Новгород: работал в архивах, писал этюды, искал народные типажи, с чем ему помогал фотограф Андрей Карелин. На картине можно увидеть более 400 человек, 100 из них написаны с реальных людей.
Для создания «Воззвания Минина» Маковский очень долго искал мастерскую. Необходимого по величине пространства в России просто не было. В итоге художник купил мастерскую под Парижем у знаменитого Василия Верещагина. Она была оборудована по последнему слову техники и включала в себя огромный павильон под открытым небом. В этом павильоне можно было работать с утра до вечера благодаря специальному вагончику для натурщиков, который перемещался вслед за солнцем.
Иногда Маковский приезжал в Россию, чтобы собрать дополнительный исторический материал. Кропотливый труд и напряжение отбирали немало сил, порой мастер был недалёк от того, чтобы бросить работу над картиной. Но недюжинное упорство и трудолюбие всё же заставили его дело довести дело до конца.
Отметим, что картина написана на цельном холсте. Из Парижа в Нижний её перевозили по железной дороге: холст смотали в огромный вал, раму убрали в ящики. Все детали ехали на специальной платформе, покрытые брезентом.
Грандиозное полотно стоит особняком в творчестве Маковского, ведь он был мастером академических сюжетов. Большое впечатление на художника произвела картина Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Позднее на фоне работ Репина критики обвинили Маковского в том, что у него всё сделано ради визуальных эффектов, будто персонажи позируют, а предметы находятся не на своих местах. Однако простые зрители приняли картину с большим воодушевлением.
А вот, как высказался о картине Максим Горький, писавший в то время для газеты «Нижегородский листок»: «Первое впечатление не в пользу картины. Она кажется тусклой, в ней мало солнца. Толпа кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает. И тогда вы видите действительную, возбуждённую, полную страшной силы толпу, собравшуюся „делать историю“».
После первого «выхода в свет» на Всероссийской выставке грандиозное полотно Маковского показывали в Москве, Санкт-Петербурге и в Париже. Зарубежные коллекционеры начинали прицениваться, однако сам художник твёрдо решил оставить картину в России. В итоге картина была подарена Нижнему Новгороду в честь заслуг нижегородцев. В 1972 году для картины построили отдельный павильон в Доме Сироткина, здании НГХМ. А также сделали для неё новую раму.
Маковский в своём творчестве больше никогда не возвращался к историческим полотнам. Он продолжил писать салонные портреты, которые ему всегда удавались особенно хорошо.
«Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году»: сюжет и действующие лица
Сентябрь 1611 года, раннее утро. Нижний Новгород проснулся от тревожного звона колоколов, созывающего жителей на торговую площадь. На подмостках из бочки и досок видим старосту города Кузьму Минина, яростно взывающего к сходящейся толпе. Он произнёс речь простыми словами, но так взволнованно, с таким воодушевлением, что сумел донести её суть до каждого сердца: «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имени своего, не жалеть ничего. Бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру...»
На переднем плане холста видим множество лиц, отражающих различные оттенки настроений и переживаний. Только прописанных портретов на холсте — свыше ста.
Максим Горький в одном из своих очерков на Всероссийской выставке так описывал происходящее на картине: «Всюду, по горе, около Минина и его кафедры — толпа, волнующаяся, крикливая, охваченная огнём сознания своей задачи. Убогий нищий, с костылём подмышкой, срывает с своей шеи крест, и лицо его взволнованно, бледно. Здоровенный мясник, засучив рукава рубахи, готов хоть сейчас бить поляков, мускулы голых рук напряжены, лицо зверски свирепо. Вершник пробивается сквозь толпу, окутанную облаком пыли и льющуюся широким потоком из ворот башни старого, видавшего мордву и татар, кремля, крепко осевшего там, на горе, высоко над толпой. Седобородый мужик истово крестится — он только что положил к ногам Козьмы икону в ризе, татарин в малахае смотрит из-за чьего-то плеча испуганными, но любопытными глазами на оратора-мясника. Белоголовая девчоночка, держась сзади за шубейку матери, несущей к бочке свои платья, улыбается блеску кубков и братин, лежащих на земле. Отовсюду тащат яркие платья, ларцы, посуду из серебра. Штоф, парча, шёлк валяются кучами под ногами людей. Красавица боярыня с жгучими глазами и матово-бледным лицом вынимает серьги из ушей, неподалеку от неё какой-то странник — плут и пьяница, судя по его лисьей роже, — подняв к небу руку, важно проповедует что-то. Позади Минина молодой стрелец, взмахнув в воздухе тяжёлой секирой, орет во всё горло, и глаза его налиты кровью... Всюду возбуждение страшное, и выражено оно — на мой взгляд — ярко... Толпа глубоко народна. Видишь, что это именно нижегородский народ. Весь Нижний встал на ноги и рычит и мечется с силой ужасной, готовый все ломить сплеча…»
К 800-летию Нижнего Новгорода в Доме Сироткина, где хранится «Воззвание Минина», обновили освещение, которое теперь позволяет ещё лучше рассмотреть все детали полотна. Кроме того, разработали и установили VR-экспозицию, которая позволяет «встретиться» с художником, понаблюдать за ним в мастерской, очутиться в центре событий картины и ощутить дух города того времени.