Вилюшки и бабочки Калязина. С «Водоходом» – по волнам кружев
Среди старейших городов Тверской земли, выросших на левом берегу Волги в XV веке, Калязин был признанным центром различных промыслов и ремесел: кузнечного, сапожного, гончарного, портновского, валяльного. Но к XIX веку наибольшего расцвета и широкой известности достигло коклюшечное кружевоплетение, то есть создание узорной сетчатой ткани для отделки и украшения одежды. Оно дополнялось золотом, серебром, тканью, шелком, жемчугом и пухом, мехом горностая и фигурными металлическими деталями. Изначально кружево было элементом царской и великокняжеской одежды.
Выбрать круиз с посещением Калязина
Собственно, история калязинского кружева по легенде и начинается с прибытия в калязинский Троицкий монастырь – украшение города, центр его экономической и духовной жизни – для спасения от московской чумы 1654 года первой жены царя Алексея Михайловича, матери Федора III, Ивана V и царевны Софьи – Марии Милославской. В свите государыни были несколько мастериц, обученных плести кружева из золотых и серебряных нитей.
Конечно, масштабных свидетельств о технике игольного филейного шитья по сетке с того времени не сохранилось – прежде всего по причине эфемерности самого кружевного полотна. Тем не менее, даже немногочисленные сохранившиеся образцы говорят о высочайшем уровне мастерства монастырских и крепостных кружевниц. Их традиции и умения подхватили, по всей видимости, рукодельницы самых разных городских социальных слоев.
Считается, что так и был основан в Калязине самый ранний кружевной промысел в Российской империи, по древности соперничающий с вологодским. Активный же рост популярности русских кружевных промыслов в стране начался во второй половине XVIII века, что связано с приходом в Россию европейской галантной моды и повышением уровня жизни на фоне подъема экономики в эпоху Екатерины Второй. Это, в свою очередь, предопределило рост предложения на рынке. Калязинские кружева охотно покупались богатыми модницами в Москве, Санкт-Петербурге, во многих приволжских городах, а также отправлялись за границу, в Англию и Персию. Постепенно элитарность кружева сменилась утилитарностью, его стало носить купечество, позже – при наивной пестроте и кажущейся незатейливости – оно стало обязательным элементом одежды, быта и у крестьян.
Характерная особенность калязинского кружева – изгибы льняной вилюшки с красными, желтыми, синими звездочками, фигурками петухов и пестрых бабочек. В таком стиле массовое плетение кружев в Калязине сохранялось вплоть до Октябрьской революции.
Механизация текстильных производств, а затем и изобретение способов автоматизированного плетения кружев снизило ценность талантов ручных кружевниц: к 1927 году, по свидетельствам экспертов, их осталось в Калязине не более 200. Коклюшки и сколки закидывались на чердаки и в чуланы, а талантливые кружевницы предпочли наемные работы и сдавали свои дома дачникам.
Впрочем, во всей России с конца XIX века промысел угасал, а к концу XX века кружевное плетение и вовсе поддерживалось художницами-рукодельницами и любительницами.
В 80-е местные энтузиасты пытались возродить промысел. Сегодня в калязинском Доме ремесел действует уникальная экспозиция, созданная на основе поступлений от местных признанных художниц, а также увлеченных мастериц не только из Калязинского района, но и из других уголков области и страны. Так кружево вернулось в Калязин, храня память об истории промысла, чтобы жил он не только в архивных источниках.
Больше интересных статей в нашем Яндекс.Дзен